Носите наше!

Падение интереса мировых компаний к производству товаров в Китае создает крайне благоприятную экономическую конъюнктуру для российской легкой промышленности

Фото: Одежда //

Падение интереса мировых компаний к производству товаров в Китае создает крайне благоприятную экономическую конъюнктуру для российской легкой промышленности.

Интерес к китайскому идет на убыль

Крупные международные компании задумываются о выводе своего производства из Китая. The Boston Consulting Group, опросив исполнительных директоров двухсот американских корпораций, выяснила, что каждая пятая компания либо уже переводит производство из КНР в другие страны, либо собирается сделать это в течение ближайших двух лет. Еще треть опрошенных сказали, что рассматривают подобный вариант. Европейские производители покидают Китай не столь массово, но общую тенденцию бизнесмены из Старого Света подтверждают.

Стоит отметить, что и российские бренды, отшивающие свою одежду в Китае, стали подыскивать возможность (а некоторые уже нашли) наладить свое производство в России, так и иностранные компании вполне могут обратиться в нашу сторону.

Чем не устраивало советское

Ведь еще совсем недавно, в советские времена, отечественный легпром производил вполне добротные вещи. Однако при хорошем качестве изделий советские товары страдали недостаточностью дизайна: он был аскетичным, неброским, а зачастую однообразным.

Пожалуй, именно в связи с этим легкая промышленность в начале перестройки не выдержала конкуренции с импортом. Бурные потоки товаров, привозимых челноками в начале 90-х, сменились цунами китайского ширпотреба, чуть было не потопившего отечественный легпром.

Сейчас положение отечественной легкой промышленности уже не кажется столь катастрофическим. Отрасль выжила во многом благодаря глубоким производственным традициям и работе тех, кто стоял у ее истоков.

У нас всегда умели шить

Сегодня же наиболее известные российские дизайнеры переносят производство на свою родину. Кира Пластинина, например, разместила собственную фабрику в подмосковном индустриальном парке Озёры, построенном на месте бумаготкацких мануфактур Моргунова и Щербакова. По словам Пластининой, главным стимулом размещения собственной фабрики в России стала возможность контролировать процесс производства. Алёна Ахмадуллина открыла предприятие в Санкт-Петербурге и в свою очередь считает, что «в России шить умеют и всегда умели, специалистов предостаточно».

Есть компании (в том числе и процветающие), которым и не надо переносить производство из-за рубежа: все их немалые мощности и так располагаются у нас. В середине октября, например, победу в конкурсе «Сделано в России» одержала компания «ДМ Текстиль», входящая в ростовскую «Группу Мегаполис». А в ноябре компания удостоилась права маркировать свою продукцию, которая реализуется через собственную сеть во всех регионах России, а также на Украине, в Казахстане и Белоруссии, знаком «Сделано на Дону».

Госпомощь легпрому

На совещании, которое состоялось в марте под председательством президента Владимира Путина, председатель совета директоров холдинга «Группа Мегаполис» Константин Кузин заявил о том, что необходимы государственная поддержка модернизации производства, снижение стоимости финансирования для инвестиций в производство и разработка комплексной системы мер по противодействию контрабанде в рамках Таможенного союза. «Подобные меры по гос-поддержке текстильной и легкой промышленности, согласно принятой «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года», приведут к приросту объема российских производителей на отечественном текстильном рынке, – подчеркнул Константин Кузин, – что гарантирует создание новых рабочих мест и повышение средней заработной платы в отрасли».

Тема государственной помощи предприятиям легкой промышленности все чаще звучит и из уст людей, курирующих развитие этой отрасли российской экономики. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что в 2014–2016 годах планируется дальнейшее субсидирование процентной ставки по кредитам на технологические перевооружения в традиционных отраслях промышленности. В настоящее время для поддержки реализации новых инвестиционных проектов разрабатываются Правила предоставления из федерального бюджета субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и созданию производств в сфере текстильной и легкой промышленности, в том числе льняного комплекса в рамках подпрограммы «Легкая промышленность и народные художественные промыслы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Предполагается, что помощь государства будет заключаться в возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и направленным на реализацию проекта.

Министр Мантуров ходит в российском костюме

Впрочем, одной финансовой помощи предприятиям для возрождения легкой промышленности явно недостаточно. Очень важно разбудить в покупателе интерес к российскому товару. Министерство промышленности и торговли на днях объявило о создании знака «Сделано в России», который станет аналогом советского «Знака качества», которым маркировались лучшие на тот момент товары. По словам заместителя министра промышленности и торговли Виктора Евтухова, знак будет инструментом продвижения качественной отечественной продукции. «Наша цель – повысить доверие потребителей к российским товарам», – заявил замминистра.

Подобный знак позволит разобраться в большом ассортименте продуктов и сделать выбор в пользу отечественных. «В итоге, ориентируясь на российские товары, мы поддерживаем наших добросовестных производителей и защищаем себя от покупки контрафактных низкопробных товаров», – резюмировал замглавы ведомства.

Главное, чтобы этот знак присваивался по результатам беспристрастных исследований, а не благодаря не всегда законной щедрости заказчика.

Известные всей стране люди также могли бы способствовать моде на российское. Так, на Неделе моды в Москве министр Мантуров подчеркнул, что в его гардеробе есть в том числе костюмы отечественного производства.

Однако пиар российских товаров – лишь средство, а целью должно быть, безусловно, повышение конкурентоспособности российских производителей.

Возможно, в России когда-нибудь созреет идея о локализации иностранного производства одежды – наподобие того, что уже было сделано в автомобильной промышленности. Представьте, на ярлыках костюмов Zegna и платьев Burberry появится надпись Made in Russia. По-моему, более эффективную рекламу оте-чественной легкой промышленности и придумать сложно.

По данным социологов, 30% опрошенных россиян выбирают оте-чественные товары, руководствуясь доступной ценой на изделие. Для 22% респондентов причиной покупки российской одежды служит «потребительский патриотизм». 16% выбирают российские товары, исходя из дизайна и внешнего вида изделия. При этом большинство участников опроса – 32% – выбирают российскую одежду, потому что она соответствует их требованиям к качеству и удобству.

Один из самых раскрученных в последнее время брендов – производитель танков и вагонов «Уралвагонзавод» – не так давно заявил о желании выпускать одежду, обувь и аксессуары под своей торговой маркой.

Читайте также:

Куда идет Россия и что будет дальше?

Может ли Россия прожить без гастарбайтеров?

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика