Во что новый закон о патриотическом воспитании превратит российскую молодежь
Минобрнауки выступило с очередной инициативой на тему патриотического воспитания. Основной упор в стратегии будет сделан на воспитании патриотизма, формировании толерантного отношения к окружающим и социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия. Все это очень, конечно, актуально в свете последних событий, но по сути — смешно
Минобрнауки выступило с очередной инициативой на тему патриотического воспитания. Основной упор в стратегии будет сделан на воспитании патриотизма, формировании толерантного отношения к окружающим и социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия.
Все это очень, конечно, актуально в свете последних событий, но по сути — смешно. Если говорить, скажем, о пункте «толерантного отношения к окружающим», то невольно возникает вопрос: что наши чиновники подразумевают под словом «толерантность» и знают ли они вообще, что это такое? Как можно прививать гражданам толерантность, если пять минут назад ее «закрыли»? Возьмем, к примеру, принятые недавно «антитабачный» и «антигейский» законы. Получается, что наше государство публично дискриминировало как минимум две социальные группы — курильщиков и секс-меньшинства, — выведя их в какую-то особую касту отверженных. Уместно ли говорить о какой-то там толерантности в этом случае?
Пункт на тему «социальной компетентности» вообще очень сложная штука. В той же Сирии, где люди по сути веруют в одного и того же Аллаха, и то умудрилась затеять гражданскую войну: шииты режут суннитов, курды режут всех остальных, а все остальные режут курдов. Что уж говорить о людях, чьи вероисповедание, традиции и образ жизни диаметрально противоположны друг другу. Вопреки кремлевским сказкам о «дружбе народов» и «покоренном Кавказе», ситуация с погромами в Бирюлево наглядно показала, что уровень ксенофобии в российском обществе зашкаливает. Вряд ли удастся научить детей тому, во что не веришь сам.
Вопрос патриотизма вообще отдельная тема. В этом отношении некоторые представители российской бюрократии просто превзошли сами себя. К примеру, единоросс Андрей Исаев, большой любитель разводить демагогию на тему духовных ценностей. Видимо, из сугубо патриотических соображений взял и построил паломнический центр Русской православной церкви в Германии. Что ж, дело, конечно, хорошее, только вот, как выяснилось несколько позже, православный центр этот оказался «православным отелем».
Очевидно, что из этих многочисленных примеров «духовных скреп» у подрастающего поколения может сложится весьма размытое представление о том, что такое любовь к Родине. Боюсь, как бы дети не начали путать патриотизм с патернализмом.
Чтобы узнать о духовных ценностях и идеалах современной молодежи, не обязательно обращаться к данным социологических исследований ВЦИОМа. Достаточно самому спросить парочку-троечку подростков, например, о том, чего бы они хотели добиться в этой жизни. Уверяю вас, каждый второй из них ответит, что мечтает о мандате депутата Госдумы или о контрольном пакете акций в совете директоров «Газпрома». И это совершенно не удивительно, ведь они воспитываются на ценностях, которые прививает им государство. Они стремятся быть патриотами своего кармана.
Напоследок я приведу замечательную цитату Николая Чернышевского, которую, впрочем, Минобрнауки вряд ли возьмет за основу при составлении стратегии: «Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ».
Читайте также: