3 россиянина, награждённые орденом Почётного легиона за необычные заслуги
16 августа 1804 года в Булонском лесу состоялась церемония приёма первых членов в Орден почётного легиона. Мы отобрали 3 самых интересных и неординарных награждения наших соотечественников этим орденом
16 августа 1804 года в Булонском лесу состоялась церемония приёма первых членов в Орден почётного легиона. Мы отобрали 3 самых интересных и неординарных награждения наших соотечественников этим орденом.
Орден Почётного легиона был основан Наполеоном Бонапартом как способ отметить особо отличившихся французов. В послереволюционной Франции все привилегии, в том числе монархические награды и ордена были отменены, а прижившиеся способы награждения, такие как вручение именного оружия, казались недостаточными. Тем не менее, во избежание общественного недовольства дело с созданием Почётного легиона пришлось обставить как воскрешение традиций средневекового рыцарства и античной военной доблести. Именно поэтому поныне в документах ордена не встречаются слова «награда» и «награждать»: отличившимся персонам вручают не столько торжественную параферналию, сколько приглашение в этот клуб лучших из лучших.
Понятное дело, среди россиян, принадлежащих к ордену Почётного легиона, большинство составляют дипломаты, политики и военные, а также учёные и люди искусства. Было, однако, несколько россиян, заслуги которых выделяются в этом ряду — о них мы и расскажем.
1. Людвиг Заменгоф
Российский подданный Лазарь Маркович Заменгоф стал офицером ордена Почётного легиона в 1905 году за создание первого искусственного международного языка общения эсперанто.
Характерно, что его идеи почему-то нашли живейший отклик во франкоязычных странах Европы — половина из всех конгрессов, проведённых эсперантистами до начала Первой мировой войны, прошла во Франции, Бельгии и Швейцарии. И это несмотря на то, что сообщество франкофонов — одно из наиболее ревностно охраняющих родной язык и стремящихся всемерно его распространять.
Язык, созданный Заменгофом, жителем западной части Российской империи, где в близком соприкосновении жили русские, украинцы, белорусы, поляки, литовцы и евреи, был призван в том числе пропагандировать идеи всечеловеческого братства. Соответственно, возникновение отдельной «общины» эсперантистов Заменгоф не приветствовал и даже отошёл от деятельности по развитию языка, однако французское издательство «Ашет» сумело заинтересовать его финансово: в 1902 году доктор Заменгоф снова стал одним из активнейших участников сообщества эксперантистов, занимаясь в том числе переводами и творчеством на эсперанто.
2. Осип Комиссаров
Крестьянин Осип Комиссаров был награждён орденом Почётного легиона за то, что невольно предотвратил покушение на российского императора Алексанра II, толкнув террориста под локоть, когда тот целился в царя.
Общеизвестно, что российские государи впервые столкнулись с необходимостью личной охраны в середине XIX века после подъёма террористического движения в России. До некоторых пор, к примеру, царь Александр II позволял себе совершать пешие прогулки по городу и даже по Летнему саду — последний, правда, всё же очищали от «нечистой публики» на время прогулок монаршей особы.
4 апреля 1866 года во время одной из таких прогулок на царя было совершено покушение: террорист Дмитрий Каракозов попытался застрелить Александра II, но ему по чистой случайности помешал крестьянин Осип Комиссаров, шапочный мастер родом из Костромской губернии. Спасителю царя было пожаловано множество наград и званий, в том числе зарубежных — австрийский орден Франца-Иосифа и членство во французском ордене Почётного легиона.
На родине судьба новоиспечённого потомственного дворянина Комиссарова-Костромского не задалась. Он стал юнкером 2-го Павлоградского лейб-гусарского полка — того самого, откуда Коля Ростов из «Войны и мира» и Шурочка Азарова из «Гусарской баллады». Но сослуживцы, все выходцы из дворянства, не воспринимали его как равного, что бывший крестьянин переживал тяжело и завёл привычку часто и всерьёз выпивать. Выйдя в отставку, он поселился в Полтавской губернии, где и окончил свои дни за занятиями пчеловодством и садоводством в пожалованном ему имении в 1892 году.
3. Иван Поддубный
Иван Поддубный стал Командором ордена Почётного легиона за выдающиеся спортивные достижения на чемпионатах мира по классической борьбе, проходивших во Франции.
Членство спортсменов в ордене Почётного легиона — дело обычное, однако Иван Поддубный был стал единственным русским спортсменом-командором ордена, принятым в это сообщество не за спортивные достижения во славу Франции (а есть и такие россияне — к примеру, фигуристка Мария Анисина).
В начале ХХ века Париж был настоящим центром развлечений Европы — а потому когда в феодосийском цирке Бескаравайного взошла звезда Ивана Поддубного, победившего практически всех сильнейших борцов «на поясах» России того времени, стало ясно, что русскому богатырю лежит прямая дорога во Францию. В то же время Поддубный переключился на классическую, греко-римскую борьбу — которая, отметим, тогда тоже носила название французской.
Впервые в Париж Поддубный попал в 1903 году и на протяжении нескольких лет подряд выходил триумфатором престижнейшего чемпионата мира по классической борьбе среди профессионалов. Заслуги Поддубного были столь несомненны, что в 1911 году он был принят в Почётный легион в статуса Командора — на тот момент такого звания удостаивались только российские самодержцы и боевые генералы.
В последние годы жизни, уже после ухода из спорта, после отказа тренировать немецких спортсменов и нескольких лет жизни на оккупированной нацистами территории, Иван Поддубный серьёзно бедствовал и, по некоторым сообщениям, распродавал свои награды. Неизвестно, был ли в числе наград, пошедших «с молотка» ради прокорма, знак отличия командора ордена Почётного легиона.
Смотрите фотогалерею Первая в истории Франции однополая свадьба [ФОТО]
Читайте также:
Во Франции вандалы испортили картину Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах"