Скандал вокруг популярного храма получил новый поворот

Еще полгода назад Любовь Николаевна была среди земляков уважаемым человеком, теперь за глаза ее обсуждают и осуждают, если не сказать хуже. А все из-за того, что директор клуба пошла в суд с требованием закрыть единственный в поселке храм Андрея Первозванного

Жительница орловского поселка подала в суд на... храм. У нее за стенкой в обычном жилом доме уже больше полугода проводят службы, крестят детей и отпевают покойников.

«Крест на мне есть»

В поселке Сахзаводском про директора сельского клуба Любовь Холоимову теперь говорят: «Креста на ней нет».

Еще полгода назад Любовь Николаевна была среди земляков уважаемым человеком, теперь за глаза ее обсуждают и осуждают, если не сказать хуже. А все из-за того, что директор клуба пошла в суд с требованием закрыть единственный в поселке храм Андрея Первозванного.

– Крест на мне есть, – показывает Любовь Николаевна серебряный крестик на цепочке. – Только какой это храм? Храм у нас в райцентре – настоящий, большой, я туда по выходным езжу. А это так, непонятно что.

Семья Холоимовых живет в одноэтажном многоквартирном доме. В десятом часу утра мы сидим с Любовью Николаевной и ее мужем в их крошечной однушке и слушаем, как читает священник и поет церковный хор – сегодня Родительская суббота. Пахнет ладаном. Храм Андрея Первозванного находится прямо за стеной этой квартиры. Божественную благодать и семью Холоимовых разделяет лист фанеры, но звукоизоляции от него никакой.

– У них службы по два, а то и по три раза в неделю, – заводится Любовь Николаевна. – Утром и вечером по два-три часа. Тут даже покойников отпевают. Однажды ночью крестный ход устроили, каждые праздники выносят магнитофон на улицу и включают колокольный звон. Мне теперь хоть каждый раз вставай и крестись.

В одном храме – простите, доме – с Любовью Николаевной и ее мужем проживает инвалид Сергей Мальцев. После инсульта он с трудом ходит.

– Я нанял рабочих, они стену с моей стороны укрепили, но все равно слышно, – жалуется Сергей. – Да и люди постоянно мне в окно стучат: где тут, мол, вход в церковь? Я бы и сам в суд пошел, но не дойду.

Обещал отлучить от церкви

Устроить молельню в жилом доме разрешил местный сахарный завод, которому в доме принадлежит комната.

Местные говорят: по личному распоряжению одного из владельцев, предпринимателя Сергея Бутова. Его духовник схиархимандрит Илий, известный как духовник Патриарха Кирилла, дал благословение на строительство храма в поселке, но сказал, что без молитв благое дело застопорится, поэтому верующим, не откладывая, надо собираться и молиться. Вот Сергей Иванович и помог с помещением.

Почему под храм нельзя было выделить отдельное нежилое здание, непонятно. Буквально в пяти метрах от дома Любови Холоимовой стоит заброшенная заводская столовая – и места много, и соседей нет, только ремонт нужен. В Сахзаводском есть дом культуры, не сказать чтобы очень востребованный – там тоже вполне можно было бы проводить службы. Но руководство завода решило, как решило.

По закону завод имеет полное право сдавать свое помещение кому посчитает нужным. Закон не запрещает религиозным организациям располагаться на первых этажах жилых зданий. Пресловутый закон о тишине православные тоже не нарушают: утренние службы начинаются в девятом часу, вечерние заканчиваются до 22.00, а днем уровень шума, это подтвердила экспертиза, не превышает норму. Ругать РПЦ у нас нынче модно, но тут невозможно не признать: всё по закону.

Любовь Холоимова, однако, с таким соседством не согласна. Жаловалась и главе сельского поселения, и в прокуратуру, и участковому, и благочинному района. Говорит, что батюшка сделал ответный шаг, передав через прихожан: если не уймется, будет отлучена от церкви. Любовь Николаевна подала в суд. Районный неожиданно встал на ее сторону, запретив проводить службы в жилом доме, однако областной не согласился – там посчитали, что запрет «ограничивает право жителей поселка Сахзаводской на свободное исповедование своей религии».

Теперь Любови Холоимовой самой грозит суд: православная община подала иск о компенсации 25 тысяч рублей, потраченных на адвоката.

«Как можем мешать?!»

Любовь Николаевна с негодованием перечисляет, что у нее теперь «никакого отдыха», «сплошной шум» и что она на нервной почве «вся чешется». В этот момент звуки за стеной неожиданно стихают, и я иду в соседнюю квартиру – простите, в храм – узнать, что случилось. Оказывается, служба закончилась. В помещении так много народу, что протиснуться туда – что верблюду пройти сквозь игольное ушко. На 20 квадратных метрах не меньше 60 прихожан.

В основном старушки, но есть и молодежь. Душно, не спасает даже кондиционер над иконой.

– Батюшка у нас замечательный. К нему на службу из Ливен специально приезжают, – поясняет прихожанка Нина Куцая. – Нам недолго осталось, надо молиться. И этой женщине тоже. А она богохульничает, раз с храмом судится.

Прихожане, кого ни спроси, говорят одно и то же: отец Роман – священник, каких поискать, а Холоимова – дьявол во плоти. Понять их можно: в Сахзаводском 2 тысячи человек, верующих много, а среди них немало стариков – в райцентр на службы не наездишься. Во благо большинства, полагают прихожане, Любовь Николаевна могла бы и потерпеть. Тем более что храм временный, через дорогу строят новый. Когда, правда, построят, никто не знает – там только фундамент, Может, через три года, а может, через десять.

– Как мы вообще можем мешать?! Мы же не ночной клуб и не притон! – удивляется отец Роман. Он молодой, харизматичный, общительный – неудивительно, что прихожанам он нравится. Никуда переселяться с храмом и общиной отец Роман не хочет и говорит, что Холоимова сама виновата, первая начала конфликт.

– Она в день открытия храма включила песни Киркорова, – возмущается священник. – Да так, что у присутствующих чуть барабанные перепонки не лопнули!

В этой истории давно можно было бы поставить точку, если бы не упрямство ее участников. И община наверняка могла бы найти другое здание под храм, если бы захотела. И Любовь Николаевна – укрепить стену или смириться, ведь не ночной клуб за стенкой, в самом деле. Только уступать никто не хочет. У каждой стороны своя правда, и каждая по-своему не права.

Но уравнять участников конфликта все же не получается: жительница дома-храма – одна в поле воин, а за православной общиной – церковь. У нас побеждает не правый, а сильный. И только по этой причине исход дела предрешен, и директору сельского клуба Любови Николаевне Холоимовой действительно придется смириться.

Почему, думаю, всем и так понятно.

Ольга Бакурова, специалист Ливенского отдела управления Рос­потребнадзора по Орловской области:

– Я проводила экспертизу в этом доме. Уровень шума соответствовал норме. По моему субъективному мнению, обряды по отпеванию покойников не следует проводить в жилых домах. Но в законе по этому поводу ничего нет.

Читайте также:

Помощник настоятеля храма Сошествия Святого Духа в Москве поведал о том, как таджик с топором совершил акт вандализма

Прокуратура устанавливает детали вооруженного нападения пьяного мужчины на прихожан храма в центре Москвы

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика