Как ЕГЭ расколол Россию
Который год лето начинается со скандалов в школах. Власти яростно защищают ЕГЭ, обещая: уж на этот-то раз – честные экзамены, и превознося прелести этого ежегодного «развлечения» с оттенком кошмара для выпускников
Который год лето начинается со скандалов в школах. Власти яростно защищают ЕГЭ, обещая: уж на этот-то раз – честные экзамены, и превознося прелести этого ежегодного «развлечения» с оттенком кошмара для выпускников.
Годы идут, скандалы не утихают, неизменным же результатом становятся списки прорвавшихся в вузы на бюджетные места. Большинство – те, чьи родители выигрывают другой экзамен: тот, где оценивается толщина кошельков.
Это лето – не исключение. Тут и выдающиеся знания русского языка детей из кавказских республик, сдавших ЕГЭ досрочно, и выложенные в Сеть ответы, и обвинения учителей: это, мол, бизнес людей, причастных к тайнам ЕГЭ!
Страна разделилась на два лагеря. Одни дети проходят тест на честность, другие – на кошелек родителей. И те, и другие обделены, в сущности, одним – знаниями. Поскольку уже с начальной школы их натаскивают на решение тестовых задач. Второклашки – и те пишут «мониторинги».
От этой системы оценки знаний уже отказываются в Великобритании (чье образование считается одним из лучших в мире): по мнению профессуры Кембриджа, тесты не учат школьников мыслить и не дают учителям понимания глубины их знаний. Наша система образования когда-то тоже считалась не последней в мире. И отличники из глубинки, чтобы там ни говорили, имели все шансы поступить в престижные вузы. Сегодняшние выпускники из глубинки тоже могли бы эти шансы иметь (с ЕГЭ или без него) – если, конечно, не распродавать бюджетные места.
Нам говорят: раньше много было коррупции. Да и слишком уж разный уровень обучения в городских и сельских школах. А что изменилось-то? Разве коррупции нет (тогда о чем все эти скандалы)? Уровень обучения, может, стал выше в селах (там, где еще остались школы – ведь их «прооптимизировали»)? Может, ЕГЭ и правда абитуриентов уравнял в правах? Так и этого тоже нет. Тогда ради чего все это? Сколько лет еще нужно, чтобы наконец признать: ЕГЭ – не панацея от всех болезней нашего образования. И начать наконец решать проблему по существу.
Читайте также:
Дмитрий Быков: Министру Ливанову, как и российскому образованию, нечего терять