Трагедия верных псов войны
Ровно десять лет назад – в День Победы в 2003 году – в Черкасской области был открыт уникальный памятник 150 пограничным псам, погибшим в неравном бою с фашистскими захватчиками. Немногим известно, что эта битва людей и собак, которая произошла много лет назад в самом центре Украины, – единственная за всю историю мировых войн
Ровно десять лет назад – в День Победы в 2003 году – в Черкасской области был открыт уникальный памятник 150 пограничным псам, погибшим в неравном бою с фашистскими захватчиками. Немногим известно, что эта битва людей и собак, которая произошла много лет назад в самом центре Украины, – единственная за всю историю мировых войн.
Не стали спасать свою шкуру
Шел конец июля 1941 года. По приказу фюрера к 3 августа Киев должен был пасть, а уже на 8 число в столице Украины намечался лихой победный парад с участием самого Гитлера, а также приглашенного им Муссолини. Дабы поспеть к сроку, 22 немецкие дивизии, включая элитные части СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и 49-й горнострелковый корпус, были брошены к месту намеченного прорыва советской обороны – между Уманью и Черкассами.
Эту местность называли Зеленой Брамой. Она не была отмечена на военных картах, но бои здесь шли ожесточенные. В этих местах попали в окружение и были практически полностью уничтожены отходящие 6-я и 12-я армии Юго-Западного фронта. К началу августа они насчитывали 130 тысяч человек, а к своим из смертельного котла выбрались только 11 тысяч.
Здесь же оказался и отступающий с боями от западной границы отдельный батальон Коломыйского погранотряда, в котором вместе с солдатами стойко переносили все тяготы военного времени и служебные собаки. Учитывая никудышные условия содержания, нехватку корма и надвигающуюся смертельную опасность, многие пограничники попытались спасти своих четвероногих. Они отстегнули поводки и ошейники, отпуская служебных собак на волю, но ни одна из них не бросила своего хозяина.
30 июля у села Легедзино батальон, прикрывая отход других частей Уманской армейской группировки, попал в окружение и принял свой последний бой. Силы были слишком неравными: против пяти сотен уставших, измотанных пограничников, у которых почти закончились боеприпасы, – целое фашистское соединение, подкрепленное артиллерией и бронетехникой.
В самый критический момент сражения, когда патронов уже совсем не осталось, а фашисты ринулись в очередную атаку, командир батальона майор Лопатин поднял в рукопашную всех оставшихся в живых бойцов. И тут, обгоняя пограничников, вперед рванулись их верные боевые собаки – самый последний резерв.
Расстреляли в упор
Зрелище было жуткое: 150 пограничных псов, обученных полуголодных овчарок, не обращая внимания на поливающий их смертельный град пуль, кидались прямо на стволы и даже в предсмертных судорогах впивались фашистам в глотки. Когда же порванный зубами и штыками противник дрогнул и обратился в бегство, подоспело подкрепление – танки. Вопя от ужаса и зажимая рваные раны, искусанные немецкие вояки запрыгивали на броню и уже оттуда расстреливали оставшихся псов.
В том бою погибли все 500 пограничников, никто из них не сдался в плен. А уцелевшие в жуткой мясорубке собаки, по словам жителей Легедзино, до конца остались преданы своим проводникам: они ложились рядом с убитым хозяином и уже никого к нему не подпускали. Фашисты, не слезая с танков, в упор расстреливали каждую овчарку. Те немногие собаки, которых они не добили, отказались от пищи и умерли на поле боя. Досталось, к слову, и сельским собакам – взбешенные немцы прикончили всех крупных местных псов, включая тех, кто был на привязи. Лишь одной овчарке чудом удалось спастись: из последних сил она доползла и упала у дверей хаты, где ее приютили и выходили.
Жители села вспоминают, что после боя, когда немцы собрали своих погибших, было разрешено похоронить и советских солдат. Всех, кого удалось тогда найти, предали земле в самом центре поля битвы вместе с их верными боевыми собаками. Исследователь Александр Фука говорит, что жители села были настолько восхищены героизмом пограничников и их собак, что, несмотря на присутствие оккупантов и отряда полицаев, полсела мальчишек с гордостью носили зеленые фуражки погибших. А хоронившие пограничников местные жители, прячась от фашистов, выдирали из красноармейских книжек фотографии, чтобы потом отправить их для опознания...
Только после войны селяне смогли собрать останки всех 500 отважных воинов и перенести к школе. Там теперь они покоятся в братской могиле. А на окраине села, где состоялся тот жестокий бой, 9 мая 2003 года на добровольные взносы ветеранов ВОВ, пограничников и кинологов Украины был установлен памятник солдату и его верному другу – собаке, отдавшим свои жизни за спасение людей. Говорят, такой монумент – единственный в мире.
По традиции один раз в год – в День Победы – к памятнику съезжаются множество пограничников разных поколений из разных стран, и тогда все поле густо расцветает зелеными фуражками.
В бой идут дворняги
Как пишут историки, собак в Великой Отечественной использовали очень активно. Всего на фронте служили более полумиллиона собак, из которых сформировали 168 батальонов и полков различной специализации. Собаки сопровождали разведчиков в тыл врага, искали скрытые огневые точки, помогали партизанам пускать под откос составы, доставляли боевые донесения и тянули телефонный провод в непроходимых для человека местах. Были еще ездовые собаки, конвойные и миноискатели. Около ста тысяч раненых вытащили с поля боя псы-спасатели, а подрывники уничтожили на подступах к Москве и Ленинграду больше 300 немецких танков – две полноценные дивизии! Правда, по отношению к собакам – истребителям танков люди проявляли коварство и даже подлость – сначала приучали находить еду под танками, а потом, продержав голодными два-три дня, привязывали к спине взрывчатку и выпускали на врага.
Конечно, в начале войны первыми бросили на врага элитные породы. Их погибло такое множество, что уже к концу 1941-го настало время «призыва» беспородных дворняжек. И надо признать, что крупные деревенские псы, никогда раньше не знавшие ошейника, проявили себя в боевой обстановке с самой лучшей стороны.
Владимир Андриевский.
Читайте также: