Дозаправка в воздухе. Как бороться с самолетными дебоширами?
Пока «Тагил рулит» (а вместе с ним Москва, Курск, Саратов, Уфа, Краснодар и иже с ними), Дума думает над установкой в самолетах видеорегистраторов, Минтранс – над тем, как ограничить туристов в алкоголе, а авиа-компании – о черных списках
Каждый, кто имеет мало-мальский опыт чартерных рейсов, становился свидетелем дебошей, которые устраивают перебравшие спиртного попутчики. «Пьяные инциденты», участившиеся в последнее время, заставили власти задуматься о мерах безопасности.
Не пущать?
Пока «Тагил рулит» (а вместе с ним Москва, Курск, Саратов, Уфа, Краснодар и иже с ними), Дума думает над установкой в самолетах видеорегистраторов, Минтранс – над тем, как ограничить туристов в алкоголе, а авиа-компании – о черных списках. На самом деле они давно уже есть – представители пяти ведущих авиаперевозчиков страны это подтвердили. Список «Аэрофлота», например, содержит информацию о 1821 пассажире. Однако выглядит это не так, как представляется.
– Каждый экипаж в обязательном порядке отчитывается обо всех событиях, произошедших на рейсе, в том числе о нарушениях порядка, – объяснили в «Трансаэро». – Вся отчетность в дальнейшем хранится в авиакомпании.
Взять дебошира на заметку авиакомпания может, но использовать информацию о нем легально – например отказаться продать ему билет – нет. Но перевозчики признают, что давно мечтают получить такую возможность. Одни предлагают разрешить авиакомпаниям «не пущать» на основании своего стоп-листа, другие – создать единый для всех. Вопрос о черных списках, как подтверждают представители ведущих авиаперевозчиков, уже не первый год поднимается на совещаниях по вопросам мер безопасности. Сейчас уже для всех очевидно, что их легализация – вопрос времени.
В проработке у Минтранса находится еще одна «заградительная» мера – запрет проносить на борт самолета алкоголь.
Юристы к обеим затеям относятся скептически, считая единый черный список лечением головной боли гильотиной, а идею запрета на продажу алкоголя в магазинах беспошлинной торговли утопией. Если законы можно, так сказать, поправить, то с алкоголем возникнут сложности.
– В российских аэропортах, допустим, запретить продажу алкоголя еще можно, но как быть с аэропортами вылета? – говорит адвокат Руслан Коблев. – Кто и как будет проверять, что лежит в сумке или во внутреннем кармане одежды пассажира, который уже прошел контроль безопасности и побывал после этого в дьюти-фри? Никто и никак, это нереально.
Не наливать?
Родственники авиадебоширов в едином порыве заявляют, что в шоке: «Он нормальный, серьезный, работает! Наверное, что-то случилось!» Случилось, спору нет – как минимум алкогольное опьянение. Все без исключения «герои» последних событий были пьяны, что у нас, впрочем, входит в понятие «нормальный». Может, именно в этом корень зла?
– Именно в этом, – считает известный нарколог, врач-психотерапевт Алексей Магалиф. – Количество больных алкоголизмом, не стоящих на учете, огромно. Неважно, где такой человек оказался – в ресторане, дома или в самолете, он употребляет, чтобы изменить свое психическое состояние. Это цель. Пьют, чтобы отключиться. Дальше непредсказуемо: один выпьет и заснет, у другого начнется приступ эйфории, а у третьего – возбужденно-агрессивное состояние с потерей контроля. Если человек выспался и сыт, он скорее всего будет веселиться. Если нервничает, не спал, есть личные проблемы, он внешне их не показывает – пока не выпьет. А много алкоголику не нужно, особенно в самолете – на высоте переносимость алкоголя меняется.
Алексей Магалиф считает, что в наших реалиях самым правильным будет решение вообще не наливать на борту. Не выборочно – этому дала, а этому не дала, а сделать все рейсы российских авиакомпаний трезвыми.
Однако если в самолете не будут наливать и не дадут налить своего, особо страждущие на борт будут вползать. Пьяному пассажиру, впрочем, могут отказать в перевозке – авиаперевозчик имеет на это право. Только не всегда им пользуется.
Не закрывать глаза?
Больше всего в сложившейся ситуации поражает позиция некоторых авиакомпаний, которая сводится к простому «а что мы можем?» Хотя история с саратовским предпринимателем Сергеем Кабаловым, которому сейчас грозит уголовная ответственность, и другими «героями» показывает, что кое-что они все-таки могут, и этих мер (не пустить пьяного в салон, сдать дебошира в полицию на месте и обеспечить общение с ней по возвращении домой, совершить вынужденную посадку и предъявить ему убытки) может быть достаточно, чтобы впечатлить многих любителей гнуть пальцы и распускать руки.
– Если бы каждый, кто нарушает порядок на борту самолета, нес за это ответственность, уверен, с пьяными дебошами давно бы уже покончили, – считает адвокат Коблев.
За пьянку на борту раньше сажали
Было бы наивным предполагать, что в советское время люди летали исключительно трезвыми и на борту самолета нельзя было выпить ни капли спиртного. Все было: и пьяные, и коньяк за обедом, и скандалы, но, по словам заслуженного летчика-испытателя, Героя России Рубена Есаяна, авиахулиганам приходилось несладко:
– Распитие спиртных напитков в самолете, кроме предложенных на борту, просто не допускалось – был соответствующий закон. Если стюардессы или кто-то еще замечали, что пассажир его нарушает, пилот тут же мог посадить самолет в любом ближайшем аэропорту. За такие правонарушения в то время давали реальный тюремный срок и заставляли компенсировать материальный ущерб за простой самолета. Если пассажир был пьян еще до полета, его просто не допускали в салон службы безопасности и организации перевозок, то есть дежурные у трапа, которые проверяют посадочный талон. Мне непонятно, почему сегодня эти службы так не делают. В моей практике был случай, когда пассажир пытался устроить дебош. Лет сорок назад я выполнял регулярный рейс Ереван – Тбилиси. Когда уже готовился к взлету, в кабину зашла стюардесса и доложила, что в салоне есть пьяный, он кричит, ругается, требует командира. Я раздумывать не стал – повернул со взлетки обратно, вызвал милицию. Начальник отдела перевозок получил строгий выговор, начальника смены отстранили от полетов. А того пьяного, говорят, посадили на год.
«Вообще-то он малопьющий»
28-летний предприниматель из подмосковного Подольска Вячеслав Исмаилов, летевший с супругой Татьяной на медовый месяц в Таиланд, стал виновником экстренной посадки самолета в Ташкенте, подравшись с соседом по салону. Сейчас он в России, впереди суд.
– Искренне не понимаю, как такое могло произойти, сам в шоке от случившегося, – недоумевает его двоюродный брат Алексей. – Слава – порядочный человек, в Подольске у него свой бизнес, он делает чугунные винтовые лестницы для загородных коттеджей. Мне, честно говоря, странно слышать, что Слава так себя повел в самолете, что он напился. Ну выпил перед полетом – у него накануне день рождения был, позволил себе расслабиться, отдохнуть.
– Но если бы он выпил накануне вечером, к моменту полета наверняка бы протрезвел.
– Ладно, он еще и в день полета выпил. Просто они с Таней только что поженились. Кто же виноват, что столько радостных событий совпало сразу. Как я понял с его слов, ту злополучную драку и не он вовсе начал, а другой пассажир.
– Однако уголовное дело возбудили именно против Вячеслава. Не ожидали, что все зайдет настолько далеко?
– Уголовное дело? О чем вы? Я ни про какое уголовное дело не слышал.
...Супруга Вячеслава Татьяна, на страницу которой в соцсети обрушилась масса критики от незнакомых людей, тоже защищает мужа как может. До ответной брани не опускается, пишет что-то в духе: «Люди, откуда в вас столько агрессии, вас же даже не было с нами в самолете, не судите, да не судимы будете, мой муж – лучший».
– Да, я защищала, защищаю и буду защищать своего любимого мужа! Он, правда, самый лучший! – сказала Татьяна по телефону. – Ту драку начал не Слава, его втянули. Он спокойный, адекватный человек, сам бы никогда не стал совершать того, в чем его сейчас обвиняют.
Читайте также: