Умирающая пенсионерка спасает уникальную библиотеку
Жительнице Екатеринбурга Тамаре Мещеряковой 84 года, и она тяжело больна – год назад врачи нашли у нее рак. Узнав об этом, женщина решила пожертвовать городу самое дорогое, что у нее было – домашнюю библиотеку
Жительнице Екатеринбурга Тамаре Мещеряковой 84 года, и она тяжело больна – год назад врачи нашли у нее рак. Узнав об этом, женщина решила пожертвовать городу самое дорогое, что у нее было – домашнюю библиотеку.
Тамара Павловна старается жить, как жила прежде, до приговора врачей: ведет дневник, разводит цветы на клумбе у подъезда, а зимой, когда обычно съедает тоска, снова начнет писать картины.
Она родилась в Свердловске. В 17 лет пошла работать на завод, вышла замуж за военного, родила сына и дочку. Но дочь умерла в 38 лет от болезни почек.
Похоронила Тамара Павловна и двух своих мужей, с которыми прожила по 20 лет. Обоих звали Иванами: первый умер от заражения крови, второй – от инфаркта. С тех пор она одна, у сына своя семья, дети, уже есть внуки. У Тамары Павловны из постоянных собеседников только кот Васька и книги.
– У папы была большая библиотека, – вспоминает она. – Я еще в школу не ходила, а читать уже умела. До сих пор никогда одна не бываю – с романами Лондона или Жорж Санд время коротаю.
Есть у Тамары Павловны привычка, из-за которой ее многие считают странной – она не может пройти мимо книг, которые выбросили на помойку. Подбирает, приносит домой, отмывает, меняет переплет. И ничего странного в этом не видит.
– У меня сердце кровью обливается, когда вижу валяющиеся на улице книжки, – говорит она.
Так Тамара Павловна спасла Шекспира, Стендаля, Жукова. Кстати, с Жуковым пенсионерка лично виделась, когда в конце 40-х тот был назначен командующим Уральским военным округом.
– Мы с первым мужем и двумя детьми жили с мамой, сестрой и ее ребенком – 11 человек на 20 метрах, – вспоминает Тамара Павловна. – Иван служил прапорщиком, но квартиры военным давали редко. На заводе, где я работала, их тоже не было.
И вот однажды я взяла 10-месячного Вову и пошла к Жукову. Хотела просто передать письмо со своей проблемой. Но, увидев ребенка, меня проводили прямо к нему в кабинет.
Маршал произвел на меня мощное впечатление – настоящий русский богатырь. Поздоровался со мной за руку.
Я только начала рассказывать о себе, как Вовка запищал. Жуков сказал: «Идите домой, я все сделаю». Через три дня муж принес с работы три смотровых ордера. Так благодаря Жукову у нас появилась своя квартира.
С тех пор семья переезжала несколько раз. И в каждой квартире, конечно, находилось место для шкафов с книгами. Тамара Павловна и своих мужей пристрастила к чтению. А когда осталась одна после смерти второго Ивана, начала книги потихоньку раздавать.
– Я их по два-три раза прочитала, лежали мертвым грузом, – объясняет пенсионерка. – Вот и подумала: пусть и другие люди почитают.
В 90-х годах часть книг Тамара Павловна отдала детскому дому. Время было сложное, воспитатели собирали по дворам библиотеку для детдомовцев.
И на свое счастье, встретили Тамару Мещерякову, которая разом отдала 300 книг. Отдала и вдруг затосковала. Она снова начала потихоньку скупать книги и не заметила, как собрала внушительную библиотеку.
Проститься с ней Тамара Павловна решила, когда узнала, что больна раком. Сыну ее книги не нужны – у него своих много. Пенсионерка боялась даже подумать, что после ее смерти они могут оказаться на свалке.
Часть книг, около трехсот штук, она подарила библиотеке главы Екатеринбурга, созданной 15 лет назад по аналогии с библиотекой конгресса и президента США.
Что делать с остальными, Тамара Павловна долго не могла придумать. Помог случай.
– Однажды я вынесла во двор стопку книг – на скамейке как раз соседки отдыхали, – улыбается пенсионерка. – «Девки, разбирайте!» А одна и говорит: «Я заберу все, у меня брат работает в колонии, ему отдам». Тогда я позвонила в полицию, попросила телефон тюрьмы. Оттуда женщины приехали, даже выбирать ничего не стали – всё разом забрали.
Так книги Тамары Мещеряковой оказались в екатеринбургском СИЗО-1. Теперь от некогда роскошной библиотеки Тамары Павловны остались лишь воспоминания и небольшая стопка у стены.
Хозяйка о своей щедрости не жалеет, но иногда плачет. А стекла книжного шкафа она заклеила, чтобы не видеть пустые полки.
Читайте также