Эдуард Володарский: Последний сценарий
Крупнейший современный сценарист Эдуард Володарский умер за неделю до телепремьеры фильма «Жизнь и судьба», снятого на основе его сценария. Канал «Россия» посвятил показ памяти драматурга
Крупнейший современный сценарист Эдуард Володарский умер за неделю до телепремьеры фильма «Жизнь и судьба», снятого на основе его сценария. Канал «Россия» посвятил показ памяти драматурга.
Кинопамятников Володарскому – десятки. Фильмы по его сценариям стали классикой: «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Не потерялся он и в новой реальности. Благодаря Володарскому появились всем известные фильмы «Утомленные солнцем-2», «Обитаемый остров», «Мы из будущего», сериалы «Штрафбат», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», «Достоевский»… Названия можно перечислять, но сами по себе они мало что могут сказать о человеке. Сценаристы вообще мало известны, хотя с них все и начинается. Они пребывают в тени, все лавры достаются актерам и режиссерам. Ими и воспользуемся.
Первая звезда, которая поможет, выражаясь профессиональной терминологией Володарского, раскрыть характер героя – Владимир Высоцкий. С поэтом прозаик познакомился в 1962 году. Володарский тогда только-только покончил с жизнью грузчика на сахарном заводе. Его «рассказики» покорили приемную комиссию ВГИКа, решившую принять талантливого парня на сценарный факультет. Высоцкий и Володарский встретились случайно, в ресторане. Кто-то кого-то предложил угостить, потом отметить знакомство, и завертелась дружба длиною почти в 20 лет.
Они, можно сказать, вместе построили дом. Марина Влади хотела иметь в Подмосковье дачу, но из-за нее же участок Высоцкому никак не давали. Тогда Володарский предложил молодым обосноваться на своем. Соседям сказал, что бревенчатая постройка – будущая библиотека. Но ни жить, ни работать в этом доме никому не пришлось. Последний гвоздь вбили в 80-м, когда Высоцкого уже не стало. Сыновья поэта позже разобрали дом и перевезли на свои сотки.
К сожалению, кинематографу близость Высоцкого с Володарским почти ничего не дала. Они придумали историю под названием «Венские каникулы» о четырех военнопленных, которые бегут из немецкого лагеря, но дальше сценария дело не пошло. Реальный шанс слиться в творческом экстазе был, когда Алексей Герман готовился снимать «Проверку на дорогах».
Володарский признавался, что образ Александра Лазарева писал под своего друга, но Герман не поддался на уговоры сценариста, объясняя, что Высоцкий задавит его, начинающего режиссера. Но главное, он – человек пьющий, а значит, ненадежный, может сорвать процесс. «Герман выбрал Заманского – самого спокойного из всех претендентов», – вспоминал автор.
Володарский дружил и с Германом. Их гнобили – они крепчали. «Проверка на дорогах» провалялась на полке 15 лет, «Иван Лапшин» чуть меньше – 9. Потом вместе за те же самые фильмы Володарский и Герман получали Госпремию. А дальше пути-дорожки сценариста и режиссера разошлись. Володарский был человек взрывной, Герман, мягко говоря, – не слишком терпимый. Поводом к тому, чтобы коса нашла на камень, стало плохое отношение Германа к Никите Михалкову.
Володарский, будучи старше Михалкова всего на несколько лет, испытывал к нему отеческие чувства. Дело в опыте, которого у сценариста на момент знакомства было все-таки больше. Например, когда пришла пора снимать «Свой среди чужих…», Михалкову вручили повестку в военкомат. Просить отца, чтобы тот отмазал его от армии, он не захотел. Тогда Володарский взял режиссера-дебютанта за руку и повел к Сергею Бондарчуку. Тот позвонил начальнику Генштаба Виктору Куликову. Куликов очень обрадовался просьбе. Мужики-то не знали, что военачальник терпеть не может Сергея Михалкова. И с удовольствием отправил сына своего недруга служить куда подальше, на Камчатку.
Важнейшую работу последнего времени Володарский осуществил с продюсером, режиссером Николаем Досталем.
– Эдуард Яковлевич страшно недоумевал, почему находились люди, ругавшие «Штрафбат», – вспоминает Досталь. – Его обвиняли в том, что он предал память, осквернил подвиг. Это вообще дико: все, что связано с войной, для Володарского было священно… Про штрафников он мне рассказывал еще в советское время. По-моему, Эдуард Яковлевич никогда не отдыхал и мог работать параллельно над несколькими сценариями. Когда я спрашивал, как такое возможно, тем более в его возрасте, отшучивался: «Один на даче сижу. Чем мне еще заниматься?» И так до последнего дня…
Читайте также