Куда «Марши миллионов» ведут оппозицию?
В марше чувствуется серьезный подход к организации, но при этом – явная потеря драйва образца зимы-2012, речи лидеров оппозиции кажутся заученными и скучными, как «Слава КПСС». Кажется, лидеры и сами это понимают, лица у них невеселые...
Корреспонденты «Собеседника» прошли вместе с «Маршем миллионов» по улицам Москвы. В «красной колонне» собрались в основном левые, а «белая колонна» собрала под свои знамена оппозиционеров правых взглядов. Мы побывали и там, и там.
С «красной колонной»
К протестному «Маршу миллионов» готовились основательно: оппозиция агитировала и теснее сплачивала свои ряды (в основном в Интернете), власти предупреждали о возможных провокациях, главный санитарный врач Геннадий Онищенко традиционно пугал инфекциями, которые можно подхватить в толпе. Ожидалось что-то грандиозное. Но уже предмитинговая тусовка на Пушкинской площади показала, что заявленный «миллионный» размах – слишком большое преувеличение.
«Пушку» оккупировали в основном журналисты с фото- и видеокамерами, которые искали, с кем бы пообщаться, и профессионально уворачивались от активистов самых разных направлений, которые пришли, чтобы сообщить что-то свое «миллионам».
– «Акция против роста тарифов ЖКХ!» – был самый понятный лозунг. Рядом собирали средства на возрождение какого-то монастыря. В толпе вилял молодой человек с самодельной картонной коробкой «Сбор средств для политических узников». Молодежь повытаскивала айфоны и айпады, изготовясь снимать историческое событие.
– Я к ним подошел и говорю: вот общественное телевидение, а вы – завиральное телевидение! – горячился молодой человек, потрясая своим мобильным телефоном перед девушкой.
В толпе еще мелькают представители «креативного класса», которые делают свое собственное политическое шоу – мужик оделся в белый костюм, как Путин во время полета со стерхами, и нацепил клюв. Молодая пара склеила заячьи ушки из газет и лозунгов, здоровяк надел белую плюшевую шапочку из детского новогоднего арсенала. Аплодисменты сорвала женщина с точно выполненной пародийной куклой президента на дирижабле – народ фоткал. Но заметно, что массовый креатив, который поражал во время зимних митингов, явно пошел на спад.
Геннадий Гудков, которого на днях Дума лишила депутатского мандата, – один из героев дня. Сначала на площади он что-то гневно вещал журналистам, а потом устало сказал: «Пойдем, что ли?», и за ним двинулись несколько десятков человек по основному маршруту марша – центральным бульварам к его конечной точке, площади Сахарова. Рядом его сын, оппозиционер и пока еще действующий депутат Госдумы Дмитрий Гудков за руку с высокой молодой спутницей.
– А послали вы их классно! – под дружный хохот толпы выкрикнул мужик, протянувший экс-депутату рабочую пятерню.
– Это всё эмоции, – политкорректно замял Гудков вчерашнюю историю.
– А чё, и правильно, так их! – громче всех поддержала посыл народных избранников на три буквы интеллигентная бабулька с кудельками.
Примерно с таким же содержанием откуда-то из подворотни одного из дворов в центре Москвы (возможно, своего собственного дома) вдруг нарисовался бывший министр, а сейчас малозаметный сенатор Александр Починок, в длинном сером плаще. Два экса обнялись, пожали руки, пошутили на ухо о чем-то своем, известном только им, вчерашним «государевым людям», договорились созвониться…
Толпа кричит лозунги: «Россия без Путина!», «Мы здесь власть!» и сугубо левые речовки: «Революция!» и «Россия без буржуев!» Над нашей «красной колонной» кружит вертолет, кто-то крикнул: «Путин, улетай отсюда с журавлями!», чем очень посмешил толпу.
На Петровке Гудкова уже ждала колонна с красными и красно-черными флагами, где он примкнул к «красным» лидерам, среди которых оказались бывший мэр Владивостока Виктор Черепков, Сергей Удальцов, Гейдар Джемаль. Вокруг лидеров образовалась живая цепь «белоленточников», которая весь марш держала руководителей в таком живом щите.
– От кого? – спросила я спортивного мужчину с серьгой в ухе с бейджем «Безопасность марша», который командовал оцеплением.
– От провокаторов, да еще евразийцы (движение Александра Дугина) грозились встретить нас ножами и серебряными пулями (была такая угроза. – Р. А.).
– И что, были провокации?
– Один попытался развернуть американский флаг, но его быстро убрали.
Топчемся на Петровке, к лидерам уже не подойти – не пускают за живой щит.
– Ждем либералов (колонна с белыми право-либеральными флагами. – Р. А.). Ну, как всегда! – крикнул шутку Геннадий Гудков, чтобы разрядить обстановку.
Вообще, в марше чувствуется серьезный подход к организации – много людей с бейджами, мегафонами, поставленный звук. И при этом – явная потеря драйва образца зимы-2012, речи лидеров оппозиции кажутся заученными и скучными, как «Слава КПСС». Кажется, лидеры и сами это понимают, лица у них невеселые – как раз подошла «белая колонна» с Немцовым, Каспаровым на переднем плане и Алексеем Навальным во втором ряду, который напряженно озирается и как будто пытается оценить: ну что, успех или провал?
– Тыщ 20–30, – как бы ответом ему переговариваются рядом со мной два парня с мегафонами из числа организаторов, – не больше. Но мы, конечно, скажем, что было 100 тыщ!
– А они скажут, что было 10! – со смехом ответил второй с мегафоном.
Так и произошло на второй день. Кажется, митинговая волна уже совсем вошла в предсказуемую фазу.
С «белой колонной»
В «белой колонне» – ПАРНАС, националисты и партия «Солидарность». Борис Немцов, Илья Яшин, Гарри Каспаров, Евгения Чирикова, Михаил Касьянов возглавляют колонну с растяжкой «За досрочные выборы. Против репрессий». Рация полицейского шипит: «Идет Навальный, повторяю, Навальный».
Шествие началось под лозунги «Россия без Путина» и «Третий срок – тюремный». К привычным речовкам добавляются новые: «Кирилл, продай часы!» и «Путин, лыжи, Магадан!» К слову, если на предыдущие марши собиралась в основном молодежь, то в этот раз было много зрелой публики.
– В телевизоре одно вранье, – объясняет 63-летний москвич Николай Геннадьевич. – Первый раз на марше, сын надоумил. Вот пришел за правдой.
Бутылки с водой полиция, как и обещала, отбирала еще у металлоискателей. «Это запивать таблетки», – вру я, но страж порядка непреклонен: «Болеете – дома сидите. Нечего нас заражать, тут культурное мероприятие».
По официальным данным ГУ МВД по Москве, на «культурное мероприятие» пришли 11–14 тысяч активистов. По словам Яшина, более 100 тысяч. Удальцов назвал цифру в 150 тысяч человек. Оценить море людей сложно, но, кажется, их гораздо меньше, чем на предыдущих маршах. Полицейских же около семи тысяч человек.
На проспекте Сахарова две колонны сливаются в одну и идут до Арбитражного суда Московской области. Здесь установлена сцена, кордоны. Очень много девушек-полицейских. Говорят, во дворах полиция приготовила два водомета – на крайний случай. Но их, слава Богу, не использовали.
После шествия начинается митинг. Впервые в резолюцию политической акции включены социально-экономические требования. Пожалуй, это единственное отличие третьего марша от предыдущих двух.
– Будем требовать заморозки тарифов ЖКХ и права на забастовки, – заявляет сопредседатель движения «Солидарность» Борис Немцов.
Также оппозиция требует прекратить развал пенсионной системы, образования, медицины и увеличить на эти цели расходы за счет сокращения чиновников. Но основные требования всё те же: освобождение политзаключенных, отставка Путина и перевыборы парламента. Над собравшимися кружит полицейский вертолет. Толпа скандирует: «Мы здесь власть!»
– Они долго тут еще будут тусоваться? – вдруг спрашивает меня молодой полицейский, видимо, заскучав. – А то нам точно не сказали. Хотя обещали, что всё закончится быстро.
Слова полицейского оказались пророческими. Буквально через полтора часа после начала «тусовки» начинается отток людей к ближайшему метро. Сергей Удальцов, объявив митинг закрытым, призывает не расходиться, а устроить «свой Майдан» и «завоевывать наши улицы». Его призывы игнорируют не только участники марша, но и соратники. Одними из первых митинг покидают Алексей Навальный и Илья Яшин. Геннадий Гудков, Гарри Каспаров, Борис Немцов тоже уходят задолго до официального окончания акции (митинг согласован до 22.00). Они расходятся буквально сразу после прочтения своих речей.
«Бессмысленно всё это, надо менять формат», – пишет в своем блоге Эдуард Лимонов, отказавшийся прийти на марш.
К семи вечера на проспекте становится все пустыннее. Удальцов, пытаясь оживить акцию, ведет оставшихся людей на Чистые пруды. Но его и несколько человек задерживает полиция: там власти митинг не разрешали.
На самом марше задержаний не было. Хождения по бульварам под бдительным присмотром полиции, как ожидалось, прошли спокойно. Ведь власти всё разрешили: хотите погулять – погуляйте.
Фото Максима Блинова, Александра Алешкина