Кочевое счастье гонимого народа
Цыгане – самый свободный и романтичный, воспетый Пушкиным, Лермонтовым и Толстым, приукрашенный советским кинематографом и одновременно самый гонимый и нелюбимый народ, который часто обвиняют в обмане, кражах, торговле наркотиками
Цыгане – самый свободный и романтичный, воспетый Пушкиным, Лермонтовым и Толстым, приукрашенный советским кинематографом (кто не помнит трогательные кадры с народным любимцем Будулаем!) и одновременно самый гонимый и нелюбимый народ, который часто обвиняют в обмане, кражах, торговле наркотиками. Кто они, современные цыгане, непонятные, интересные и пугающие наши соседи?
«Цыганочка с выходом» в Белом доме
Недавно в кабинете у вице-премьера Дмитрия Козака прошло необычное совещание. Обсуждали межнациональные проблемы и в особенности судьбу… цыган в России. Надо ли говорить, что ни к чему толком и не пришли – цыгане слишком закрытая и самодостаточная национальная группа, чтобы ее судьбу можно было просто взять и решать извне.
Даже простую арифметическую задачку – посчитать, сколько цыган живет в России, федералам решить не под силу. По переписи 2002 года их было меньше 20 тысяч человек, по данным 2010 года – уже больше 200 тысяч. Скорее всего ни первая, ни вторая цифра не соответствует действительности. Какой же переписчик тут докопается до истины – у цыган часто нет документов и в ходу по несколько имен, причем самых удивительных: Доллар, Валюта, Червонец. Они верят, что такие имена притягивают удачу в виде звонкой монеты и хрустящих купюр.
Цыгане, даже когда на виду, все равно закрыты от других. Их мир четко делится на две части: ромале (свои, цыгане) и гаджо (все остальные). Более-менее достоверной статистикой обладают только они сами.
– Всего один из десяти цыган имеет официальную работу, 7 из 10 неграмотны, 8 из 10 живут ниже уровня жизни, – говорит Надежда Деметер, профессор и руководитель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган.
В будущем эта грустная статистика может только ухудшиться – вот в Белом доме и засуетились по «цыганскому вопросу». Дело в том, что европейские политики решили отвлечь внимание своих народов от экономического кризиса и устроили гонения на цыган. Больше всех расстарался Николя Саркози, который стал выдворять ромалов из Франции. А одна из наиболее проторенных дорожек ведет как раз в Россию. Цыган гоняют не в первый раз – это часть их кочевой истории. Но и наехавший на них Саркози после своей антицыганской акции не удержался у власти. Говорят, цыгане «поколдовали» в сторону ретивого Николя. Мифов, которые окружают историю цыган – как звезд над табором.
Табор не уходит в небо
…Маленький поселок в Серпуховском районе Подмосковья, похожий на обедневшую русскую деревню, с единственным забором только по периметру – цыгане не отгораживаются друг от друга. Старенькие иномарки вместо коней. Избушки, сложенные из того, что цыганский бог послал – доски, обломки металла, деревянные щиты. Кажется, все это можно быстро разобрать, погрузить в усталый «Хёндай» и быстро сняться в другое, лучшее место. Эта мобильность – главное отличие от русской половины деревни, столь же бедной, но как-то наглухо-безнадежно вросшей гнилыми фундаментами в землю. Да еще разница в ярких всполохах цыганских юбок и рубашек и порывистых движениях их владельцев.
Местные их не любят. Но, кажется, цыгане в этом и не нуждаются.
Каждого нового визитера они облепляют с каким-то детским любопытством.
– Денег дай, дети голодные, на работу не принимают, как жить? – привычным речитативом начинают исполнять цыганки свой «рассказ для гаджо». Это – спектакль. Но и правда ненамного лучше.
Маленький цыганенок громыхает на дороге какой-то железякой. Он, как муравей, тащит ее к единственному рабочему месту в поселке, где уже есть небольшая кучка металлолома. Может, нашел, а может, украл.
Здесь, прямо под открытым небом, один из цыган колотит по металлу и занимается сваркой. Около него всегда несколько наблюдателей. Сбор и сдача металлолома и нехитрые работы типа сварки печных заслонок и простейших металлических изделий – главный промысел. Это современная версия древнего занятия цыган лудильным и кузнечным ремеслом. У цыган это в крови – приспосабливаться к любому времени и обстановке, при этом оставаясь такими же, как и сотни лет назад. В России они в основном православные, а в исламских регионах – мусульмане. Но заповеди любых религий они легко адаптируют к главенствующему – цыганскому – закону.
Есть легенда, что мимо места распятия Христа проходил цыган и привычным движением умыкнул один из гвоздей, предназначенных для казни Иисуса. За это Бог Отец разрешил цыганам иногда брать то, что им понравится. У таборных цыган это не считается воровством и тем более грехом.
Если цыган разбогатеет, то его жена ходит в самых крупных золотых украшениях, сам он живет в доме с лепниной и позолотой, а ездит на самом крутом «коне» породы БМВ. Даже сленговое словечко «лавэ» (деньги) пришло именно из цыганского языка – от народа, представители которого редко бывают богатыми, но всегда отчаянно к этому стремятся.
Женитьба в 14 лет
– Какие события у вас тут происходят? – спрашиваю о таборной жизни.
– Готовимся к свадьбе.
Это типичный ответ. Табор почти всегда в состоянии подготовки к свадьбе. Она – главное событие. В загс цыгане не ходят, на венчание – тоже, а в 14 лет уже считаются созревшими для семейной жизни. В 30 с небольшим многие из них уже имеют внуков.
Будущему жениху как раз 14, он закончил четвертый класс. Невеста вообще не училась. Цыганские дети из бедных семей часто заканчивают по три класса, чтобы научиться только читать и писать – остальное считается лишним. К тому же к цыганским детям негативно относятся в школе, да и учебники-портфели бывает не на что купить.
Где бы цыгане ни находились, они выстраивают свое государство в государстве. И попытки их ассимилировать чаще всего терпят крах – в советское время цыган прикрепляли к конкретным местам, но они все равно уходили. Если им давали деньги на открытие кооперативов – они уходили вместе с деньгами.
Цыгане держатся за свой патриархальный уклад с главой рода (бароном), беспрекословным главенством мужчин в семье и культом детей. Их в семьях столько, сколько родится, а бедность здесь никогда не считалась поводом ограничить рождаемость.
Вписать цыган во «внешнюю» жизнь трудно: заставить невозможно, уговорить сложно. Но они могут сделать это добровольно, как это было во времена Великой Отечественной войны, когда цыгане воевали в передовых отрядах против гитлеровцев, уничтожавших их как представителей «низшей расы».
– После войны у нас с русскими не было проблем, все помнили, как вместе сражались, а сейчас уже забыли. Но у нас история передается от родителей к детям, мы помним, – говорит мне пожилой усатый цыган.
Говорят, гадалки могли вытянуть из немецких солдат информацию о планах фашистских частей или во время концерта между песнями и плясками изу-чить обстановку. Хотя информацию партизанам цыгане по своему обычаю чаще всего передавали не бескорыстно, а продавали.
Правда или нет, но среди них до сих пор ходят легенды про безбашенных цыганских баронов, которые расстреливали врагов из пулеметов, установленных прямо в кочевых кибитках. Но абсолютно точно, что у легендарного советского киногероя, фронтовика Будулая, был реальный прототип – цыган-разведчик Ищенко, с которым писатель Калинин, автор романа «Цыган», познакомился во фронтовом госпитале, где герой лечился от ранений. Ищенко знали, но он не давал интервью советским газетам – реальный, а не киношный цыган все-таки не мог стать героем того времени. А сегодня и подавно – когда на цыган за дело и без дела вешают всех собак.
Гипноз и дурь
«За что нас, цыган, никто не любит? За то, что мы язык лошадей понимаем», – говорил Будулай в известном фильме.
Цыгане окутаны мистическим и немного устрашающим ореолом. Что, честно сказать, во многом подтверждается и полицейской статистикой. Цыганское сообщество неоднородно – насчитывает не меньше 20 народностей. И даже сами цыгане при встрече спрашивают друг друга: «Ты какой нации?» Некоторые из них негативно относятся к грязным «цыганским» промыслам – торговле наркотиками и мошенничеству.
От криминальных сородичей страдают все: в Челябинской области силой пытались выгнать цыганский поселок, а в Свердловской области неоднократно были случаи поджога домов цыган. Надо ли говорить, что ни по одному эпизоду поджога виновники найдены не были.
– Правда, и по цыганам-наркоторговцам успехи невелики: на суде практически всегда выясняется, что торговлю вела многодетная цыганка, и ее в итоге отпускают из зала суда, – жалуются оперативники. – После чего она возвращается к «семейному бизнесу». При этом цыгане, как правило, не испытывают угрызений совести: если гаджо хочет купить смертельный яд, почему ему его не продать?
Но правозащитники утверждают, что «цыганский нарковопрос» хоть и имеет место быть, но перегрет сознательно – теми группировками и их высокопоставленными «крышами», которые хотят увести внимание от своего собственного, более масштабного наркотрафика.
В полиции есть сотрудники, которые прицельно занимаются «цыганским вопросом». В Москве даже периодически проводится секретная операция «Табор», когда цыган задерживают, проверяют, заносят в картотеки. Тайная – скорее всего не потому, что боятся спугнуть цыган, а потому, что успехи не так впечатляющи. Хотя площадь Трех вокзалов, которую раньше нельзя было пройти, не услышав: «Давай погадаю», «Позолоти ручку!», частично удалось расчистить от шумной цветастой публики. Остались довольно тихие попрошайки и не слишком приставучие гадалки. Нищие – низшая каста цыганского общества; ворожеи – его привилегированная часть. Несмотря на предупреждающие публикации о цыганском гипнозе, гадалки до сих пор приносят ощутимую прибыль в семью.
– Совсем недавно в Москве образованная женщина сама вынесла цыганке и отдала 120 тысяч долларов, а опомнилась, когда той и след простыл, – рассказал «Собеседнику» один из оперативных сотрудников.
Цыгане от природы виртуозно владеют тем, что называется нейролингвистическим программированием (НЛП) и чему дорогие политтехнологи пытаются научить никчемных политиков.
По одной из теорий, цыгане обязаны своими магическими способностями генетически наследуемому развитию правого полушария головного мозга, которое отвечает за чувства, психологию, интуицию. За счет врожденного подсознательного подражания они могут подстроиться и завладеть вниманием практически любого собеседника. Копируют позы, жесты, речь, а самые настоящие профи, говорят, могут повторить даже глубину дыхания собеседника и частоту моргания человека. Это один из природных талантов цыган. Наряду с самым известным даром петь и танцевать как никто другой.
Цыганские ансамбли пользуются спросом и любовью и по сей день, а заразительная цыганская энергетика дала миру таких звезд, как актер Чарли Чаплин (который даже родился в кибитке), актриса Рита Хейворт, художник Пабло Пикассо, гитарист «Роллинг Стоунз» Рон Вуд, – талант этих гениев передался им с цыганским геном.
…У них нет своей страны, они ее и не требуют. У цыган нет правительства, но есть свой, трехцветный, флаг: голубая полоса символизирует небо, зеленая – траву, красное колесо – символ кочевого образа жизни.
Мы боимся их непохожести на нас, сторонимся их неустроенности и странного образа жизни. Но каждый настоящий «ром» в душе уверен: эти светловолосые гаджо просто страшно завидуют им – ромалам, которые и в XXI веке могут позволить себе жить без паспортов, технологий, государственности и далеко идущих планов. Они едут туда, где им нравится, и тогда, когда им хочется. Это и есть цыганское счастье.
Кстати
Происхождение цыган долго было загадкой. Считалось даже, что они выходцы из затонувшей Атлантиды либо потомки египетских жрецов. Сегодня наука считает: цыгане произошли от древнеиндийской касты неприкасаемых, которая в 420 г. н.э. вышла (или была изгнана) из Индии и стала перемещаться по миру.
Считается, что всего в мире 20 млн цыган. Больше всего их в Румынии, Молдавии и Болгарии, где их количество достигает 10% от местного населения.
Фото Владимира Бертова, ИТАР-ТАСС, PhotoXpress