Благодатный огонь: божественное явление или пиротехнический фокус?
В субботу в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, вновь сошел Благодатный огонь. Это чудо считается самым таинственным в мире
В субботу в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, вновь сошел Благодатный огонь. Это чудо считается самым таинственным в мире. Ученые и богословы давно спорят: божественное это явление или пиротехнический фокус?
Как это выглядит
Некогда паломничество из России в Иерусалим на Пасху приравнивалось к духовному подвигу. Дорога была опасной и занимала несколько месяцев. Сегодня православный люд прибывает самолетами в сопровождении батюшек. Русских паломников очень много. Их легко различить в толпе. В основном это женщины среднего возраста – простые лица, белые платочки, длинные юбки. Есть среди них и те, кто, как медсестра из Перми Марина Мохова, приезжает не впервые. Православную Пасху она встречает в Иерусалиме уже в шестой раз.
К 50 годам Марина пришла к глубокой и искренней вере. К Пасхе и сошествию Благодатного огня она относится как к великому событию, способному повлиять на жизнь человека.
– Что ты знаешь об этом огне? – спрашиваю у нее.
– Он обладает чудесными свойствами. Мы называем его нетварным – нерукотворным.
Иерусалим в эти дни похож на муравейник. Тысячи паломников едут сюда, номера в гостиницах и пансионах выкуплены за много месяцев вперед. Узкие улочки, ведущие к храму, заполняются толпами со всего мира. Стать свидетелями чуда стремятся и люди иных конфессий, и агностики, и атеисты…
В храм Гроба Господня мы приходим с Мариной накануне праздника. Завтра попасть сюда можно будет только по специальному пропуску.
Праздничная церемония начинается с раннего утра. Стоит шум и гвалт, совсем не похожий на молитвенную благодать, к которой мы привыкли в России. Кавасы – турки-стражники стучат специальными посохами о каменные плиты храма. Арабы-христиане скандируют на арабском, сидя на плечах друг у друга: «Нет веры, кроме веры православной, Христос – истинный Бог!» Громко поют священники…
Полиция по-деловому опечатывает вход в Кувуклию (часовня в центре храма над пещерой, где был погребен Иисус Христос). В полдень от Иерусалимской патриархии отправляется крестный ход к храму. В пещеру вносят большую лампаду и 33 свечи.
Иерусалимский и Армянский Патриархи входят внутрь, и пока они молятся, снаружи стоит гробовая тишина. Это может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В храме темно, все свечи и лампады потушены. И тут вдруг появляются таинственные вспышки света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе опускается вертикальный столб света. Говорят, иногда в руках молящихся сами собой загораются лампады и свечи. Но обычно с Благодатным огнем выходят Патриархи. Люди, стоящие в первых рядах, зажигают от лампады свои свечи, огонь передается от человека к человеку, и вскоре весь храм сияет огнями. Люди плачут, поют, молятся…
Огонь возгорается от лампады
Первые письменные свидетельства очевидцев «о появлении Святого Света во Гробе чудесным образом» относятся к IX веку. Тогда процедура была другой: вход в гробницу был запечатан воском, Греческий Патриарх не входил в нее, а стоял неподалеку от входа и молился вместе с паломниками. Во время возгорания огня внутри Гроба Господня никого не было.
Патриархи входят в святая святых с 1480 года. Это и породило попытки уличить отцов церкви в обмане. Так, профессор Ленинградской духовной академии Николай Успенский утверждал: церковнослужители сами зажигают лампады, имитируя обряд возжигания Святого огня. Да и востоковед Игнатий Крачковский приводит свидетельство очевидца по имени Ибн-ал-Джаузи: «Когда солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел Свет, и смилостивился Христос».
А епископ Порфирий – первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме – и вовсе писал о том, как «иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает и сокрыта за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня»…
Нет, его посылает Создатель!
– Если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для человечества, – объясняет мне Марина, – а те, кто находится в храме, погибнут.
Но он сходит каждый год, как по расписанию. Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко), бывший в 60-х годах секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме, рассказывает: «Мы увидели в Гробе Господнем небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жег, но потом приобретал силу, и мы зажигали свечи.
– Огонь прямо на этом камне горит?
– На камне. И все лампады горят, и камень покрыт огнем…»
А вот Андрею Волкову, руководителю лаборатории ионных систем Института им. Курчатова, несколько лет назад удалось пронести в храм специальную аппаратуру и провести научный эксперимент. В момент сошествия Благодатного огня приборы зафиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения.
– В то время, когда Иерусалимский Патриарх вошел в Кувуклию, – вспоминает он, – приборы уловили резкий скачок. А в сам момент сошествия Благодатного огня интенсивность излучения увеличилась в 2 раза. Я уверен, Благодатный огонь – это не мистификация. По сути, этот необъяснимый всплеск энергии и есть послание Бога.
Геофизик Виктор Фефилов добавляет:
– Кувуклия с точки зрения динамики тектонических плит находится в уникальном месте: тут на поверхность выходит сгусток подземной энергии в виде низкочастотного электромагнитного излучения. Земля – большой, чрезвычайно сложный электромагнитный объект. Вполне вероятно, что в этом явлении есть и вклад тектоники.
По другой версии, огонь в храме – результат самовозгорания. Это явление известно в природе. Так, в составе «коктейля Молотова» есть белый фосфор, который самовозгорается на открытом воздухе. Алхимики уже в XII веке знали рецепт самовос-пламеняющейся смеси…
...С утра за несколько кварталов от Старого города усиленные патрули полицейских перекрывают дороги. Более 360 камер, установленных в разных точках города, контролируют буквально каждый метр площади. Спецслужбы днем и ночью наблюдают за происходящим на мониторах.
– Однажды, – рассказывает Марина, – православных не пустили в храм на церемонию сошествия Благодатного огня, требуя денег за вход. Тогда одна из колонн при входе раскололась и из щели прямо на улицу полыхнуло чудесное пламя…
Иерусалимский синдром
Верующие, собравшиеся у храма Гроба Господня, как сказали бы экстрасенсы, «генерируют энергию».
– В такое состояние впадают люди, глубоко внушаемые, – говорит врач-психиатр Ирина Никифорова. – Они уже едут с готовностью увидеть чудо. Люди входят в транс. Экзальтация усиливается в толпе, все друг друга заводят. В состоянии аффекта человек может не чувствовать, что огонь не обжигает. В психиатрии есть диагноз иерусалимский синдром – транс, в который впадают верующие на Святой земле.
Так что же все-таки происходит? Божественное чудо, массовый психоз, заурядное физическое явление? Ответ на вопрос у каждого свой…
Небесное место земных разборок
Странное место – храм Гроба Господня в Иерусалиме. По своей святости и, как мы сегодня говорим, энергетической активности одно из самых сильных на земле. С той же силой здесь разгораются страсти земные, далекие от страстей небесных.
Православные, католики, копты, эфиопы, армяне, сирийцы борются в течение веков за свои территории внутри храма, делят алтари, приделы, святыни, часы молитв.
Иногда для разрешения споров приходится даже обращаться в МВД Израиля, как это сделал архиепископ эфиопской церкви в Иерусалиме Матиас. Тогда конфликт между эфиопскими и коптскими священниками – кто будет чинить крышу храма – чуть не привел к ее обрушению.
В 1977 г. греческий дьякон поставил аналой за черту, которая отделяла армянскую часть храма от греческой. Началась рукопашная схватка.
В 2008 г. в Вербное воскресенье у входа в храм произошла серьезная драка, в которой пострадали монахи-францисканцы…
Елена Шафран
Фото Савелия Уткина