Тайны биографии Валентины Терешковой

В марте Валентина Терешкова отметила две круглые даты: 75-й день рождения и 50-летие со дня зачисления в космический отряд

В марте Валентина Терешкова отметила две круглые даты: 75-й день рождения и 50-летие со дня зачисления в космический отряд. Нигде так близко к сердцу не принимают всё, что связано с первой женщиной-космонавтом, как в ее родном Ярославле.

Ни одной живой души

«Места у нас привольные: холмы, пруды, рощи; ласточки дни начинали, а соловьи кончали; все вокруг милое, нежное, словно нарисованное акварелью. Выйдешь чуть свет за околицу, а туман стелется в низинах, как вода. В деревне всего два десятка изб, и люди здесь хорошо знают друг друга», – вспоминала Валентина Терешкова о родной деревне Большое Масленниково, что под боком у Ярославля.

С этой деревней у Терешковой связаны не только светлые воспоминания, но и печальные: в 1940 году ее мама Елена Федоровна получила известие, что ее муж Владимир пропал без вести на финской войне. У 26-летней вдовы на руках остались 6-летняя Люда, 3-летняя Валя, а через несколько месяцев после похоронки родился сын, которого назвали в честь отца.

Здесь, в Большом Масленниково, сестра Люда учила младшую сестру читать, здесь Валя ходила за водой к единственному на всю деревню колодцу и засыпала под бабушкины сказки о Коньке-Горбунке и Жар-птице. Сразу после войны родственники позвали Терешковых в Ярославль. Валя радовалась: большой город!

Ее родная деревня теперь существует только на карте. Жителей в Масленниково не осталось – они или умерли, или их забрали дети. Развалился домик, в котором жили Терешковы. Остались холмы и рощи, «словно нарисованные акварелью», нет только людей. Большое Масленниково оживает лишь летом, когда приезжают дачники. От ближайшей цивилизации – поселка Никульское – до Масленниково километра три, потом еще 800 метров по заснеженному полю. Но добраться можно только до первого дома…

«Когда говорит о маме, плачет»

По идее именно в Большом Масленниково должен был появиться музей, посвященный Терешковой. Но в советское время от этой идеи отказались – не из идеологических, а из экономических соображений: к деревне пришлось бы прокладывать дорогу, а это дорого. Поэтому музей решили открыть рядом с трассой на Углич – в буквальном смысле на ровном месте. И поселок Никульское, выросший рядом, своей жизнью обязан именно музею.

У музея высадили липы и сосны, которые за 37 лет превратились в уютный парк. В самом музее – макет спускаемого аппарата типа «Восток», на котором Терешкова приземлилась, космическая еда – щи и квашеная капуста в тюбиках, законсервированное мясо с черносливом и омлет с курицей. Под стеклом – письма Терешковой родным и ее многочисленные фотографии, на которых она с дочерью Еленой во время очередного приезда в Ярославль, с Индирой Ганди, со Светланой Савицкой. Здесь же – поздравительные телеграммы от семей Гагариных, Быковских, Николаевых по случаю ее полета в космос, датированные июнем 1963 года. Вместо точного почтового адреса на телеграммах просто указано: «Ярославль. Матери космонавта Терешковой». К музею даже пристроена точная копия избы, где Терешковы жили до войны. На видном месте в углу на полке стоит подарок Валентины Владимировны – гармонь, на которой любил играть ее отец.

В советское время Терешкова часто бывала в Никульском, особенно когда праздновались юбилеи ее полета в космос. Потом визиты стали реже. Последний раз Терешкова заезжала в поселок года три назад.

– Очень скромная, – говорит научный сотрудник музея Любовь Иванова. – О себе не любит рассказывать, но много вспоминает бабушек, особенно Матрену Титовну, а когда говорит о маме – плачет.

6 марта, в день рождения Терешковой, в музее открылась выставка «Валентине с любовью». В качестве экспонатов – ее портреты на коврах, фарфоре, холстах, которые она получала в подарок со всего мира. На одном из портретов французского художника написано: «Да здравствует Валентина, да здравствует Советский Союз!»

Вся жизнь в Никульском крутится вокруг имени прославленной землячки: в мае проходит эстафета имени Терешковой, в июне, когда отмечается годовщина ее полета в космос, – детский праздник «Ромашковый рай» (ромашки – ее любимые цветы). Рядом с музеем – небольшой торговый центр и кафе, названные «Чайкой» в честь ее космических позывных. В кафе звучат Михайлов и Аллегрова, крутится дискотечный шар, от чего создается иллюзия звездного неба. В центре зала – макеты космического корабля и спутника. Рядом – стол с искусственными тюльпанами и журнал с Терешковой на обложке. Цены в меню совсем не космические: солянка – 100 рублей, отбивная из свинины – 140. Да и порции  не то что в тюбиках, наесться можно еще на стадии салата.

Терешковцы

В Ярославле семья Терешковых поселилась в конце улицы 8 марта. Ютились в маленькой комнатке частного дома, жили бедно: из мебели – только кровать, стол и несколько стульев. Этот покосившийся дом с потрепанными резными наличниками и затянутым полиэтиленовой пленкой чердачным окном до сих пор производит унылое впечатление. На стук никто не отзывается, только собака заходится глухим лаем.

– Не стучите, не услышат, – говорит вышедший из соседнего дома мужик. – Здесь глухонемые живут.

От улицы 8 марта до школы №32, в которой занималась Валя Терешкова, минут 20 пешком. Сейчас учебное заведение носит имя первой в мире женщины-космонавта. Его окна выходят на красивый пруд и старинную церковь. В этой школе Валя проучилась 7 классов, закончив ее весьма посредственно – с тройками по геометрии, арифметике, иностранному и чтению. Зато по географии – пятерка.

В самой школе, конечно, есть комната-музей, посвященная Терешковой. В ней когда-то находился кабинет французского языка, который не давался будущей покорительнице Вселенной. В этом музее проходят Циолковские чтения, а 1 сентября всех первоклассников посвящают в терешковцы, которые, как октябрята времен школьного детства самой Терешковой, должны хорошо учиться и уважать старших.

В хранящейся в музее характеристике ученицы 6-го «З» класса Вали Терешковой написано: «… является старостой класса, пользуется всеобщим уважением и авторитетом. Всегда аккуратная и исполнительная, она быстро отзывается на все события в классе. В течение учебного года Валя не пропустила ни одного дня в школе…»

– Я эту характеристику детям зачитываю как пример, – говорит учительница физики Ирина Соловьева. – Наши ученики проводят для всех желающих пешеходные экскурсии по местам в Ярославле, связанным с Терешковой. Она была у нас на линейке 1 сентября в прошлом году. И летом приезжала, с учителями встречалась. Очень приветливая, спокойная, без тени звездной болезни. Всегда отвечает на вопросы детей. В дни рождения Валентины Владимировны и годовщины полета мы ее поздравляем.

Накануне 75-летия Валентины Терешковой при входе в школу установили стенд «С юбилеем, «Чайка» с посвященными ей стихами:

Вот идет она приволжскою сторонкой,
Завиток упал на чистый лоб,
Ярославская фабричная девчонка
С комбината «Красный перекоп».

Играла на домбре

На комбинат технических тканей «Красный перекоп», где работали ее мама и старшая сестра, Валентина Терешкова устроилась ткачихой в апреле 1955 года. Она вспоминала: «На каждой машине с маркой «Ташкент» бешено вращалось по 126 веретен. И за каждым надо следить, быстро устранять обрывы нитей».

Правда, до «Красного перекопа» в рабочей биографии Терешковой был еще один завод – шинный, о котором она вспоминает гораздо реже. Впрочем, и проработала Валентина там только год – в сборочно-вулканизационном цехе на подготовительной операции, управляя диагонально-резательной машиной. Ей тогда было всего 17.

– Она приезжала на шинный завод уже после полета в космос, в 60–70-х годах, – рассказывает заведующая музеем истории завода Ольга Кокорнова. – А вот в наше время, с 2000-х, ни разу не была. Хотя и на юбилей завода, и на открытие музея ее приглашали. У нас есть стенд, посвященный Терешковой. Когда на завод приезжают иностранцы и я провожу экскурсии, подвожу их к ее фотографиям и говорю: «Ну вот эту женщину вы наверняка знаете». Они тут же расплываются в улыбке: «О, Терешкова!»

На «Красном перекопе» Валентина Терешкова отработала семь лет. Стала секретарем комитета ВЛКСМ, параллельно занималась парашютным спортом в ярославском аэроклубе, закончила вечернее отделение текстильного техникума по специальности «прядильное производство». И – мало кто об этом знает – играла на домбре в оркестре русских народных инструментов дома культуры комбината.

– У Терешковой великолепный музыкальный слух, – рассказывает директор ДК Татьяна Антонова. – Я сама слышала, как она поет, уже после ее полета в космос. Я тогда училась в 10-м классе. Мы с подругой летом 63-го устроились прачками в детский сад в поселке Дубки. И узнали, что в соседний пионерский лагерь приезжает Терешкова. Естественно, пошли на нее посмотреть. Как сейчас помню, она была на импортных высоких шпильках. Дети задавали ей вопросы об учебе, о космосе. И там она очень чисто запела «Взвейтесь кострами».

Перекопский акцент

12 марта 1962 года Валентину Терешкову зачислили в отряд космонавтов. В письмах домой она ни словом не обмолвилась о том, что ее с другими девушками готовят к полету в космос. Просто писала, что продолжает прыжки с парашютом. Поэтому даже мама узнала, что ее дочь стала первой в мире женщиной-космонавтом, из газет.

В Ярославле, а особенно в районе комбината «Красный перекоп», 16 июня 1963 года творилось настоящее сумасшествие.

– Все вышли на улицу отметить это событие, – вспоминает Александра Алексеева, которая в те годы жила на Перекопе. – Мне было тогда лет 15. Гордились землячкой! Ну что такое раньше был Перекоп? Деревянные домишки, бедные люди. И вдруг простая девчонка из самых низов – и в космосе! Позже, когда я занималась воспитательной работой в техникуме, который закончила Терешкова, учащихся воспитывала на ее примере.

– Она много работала над собой, – продолжает мысль подруги Татьяна Балакина. – Я обратила внимание, что за каких-то полгода в Москве ее научили говорить так красиво, как многим дикторам и не снилось. У нее ведь перекопский акцент был: буквы смягчала, ударение на «я», слова тянула. Но избавилась от этого.

Вернувшейся из космоса Терешковой дали трехкомнатную квартиру на улице Голубятная, куда она перебралась с мамой, тетей и ее дочкой. Дом недавно отреставрировали – теперь он выглядит как новенький, хотя несколько лет назад, говорят, на него нельзя было смотреть без слез. Здесь все знают, где жила Валентина Терешкова – и окна ее квартиры на четвертом этаже покажут, и балкон, с которого она приветствовала восторженных земляков.

– Валя одевалась скромно, помню ее серенький костюм в букашку, – рассказывает пожилая соседка с первого этажа. – Ездила без охраны. Только если с телевидения возвращалась, ее кто-нибудь сопровождал. Всегда здоровалась, дверь придерживала. Но я практически не общалась ни с ней, ни с ее мамой – она уже старенькая была.

Теперь эта улица носит имя самой Терешковой, а в ее квартире хозяйничают другие люди – прожив в ней три года, первая в мире женщина-космонавт окончательно перебралась в Москву и перевезла туда родню. Но о родном городе никогда не забывала.

– К Валентине Терешковой же ходили, как к Московской Матроне, – говорит Александра Алексеева. – На Перекопе многие могут сказать, что она помогла им с жильем. В начале 70-х случай рассказывали: девочку дома укусила за палец крыса. И мама поехала с ней в Москву к Терешковой. Сказала: «Вот в каких условиях мы живем». И им дали другую квартиру.

Благодаря участию знаменитой землячки в Ярославле открылся университет, были построены новое просторное здание техникума, речной вокзал, планетарий. Терешкова до сих пор помогает родной школе и Ярославскому детскому дому. Говорят, что после возвращения из космоса у нее спросили, чем страна может отблагодарить ее за совершенный подвиг. Валентина Владимировна попросила помочь отыскать могилу отца. Лишь в конце 80-х на Карельском перешейке было найдено братское захоронение с его останками. Валентина Терешкова часто там бывает.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика