Андрей Нечаев оценил бюджетный оптимизм

Похоже, на этом дело не кончится, будет дальнейшее повышение налогов: чудес не бывает...

Правительство внесло в Госдуму проект бюджета на 2024–2026 годы. Расходы уже в 2024-м возрастают больше чем на 7 трлн, это колоссальная сумма по нашим меркам. При этом дефицит бюджета сокращается: на 2024-й заложено 1,6 трлн, т.е. примерно вдвое меньше, чем в этом году. В целом бюджет демонстрирует огромный оптимизм. И я рад за наши финансовые власти, что они твердо уверены, что его удастся реализовать. Бюджет сверстан на основе весьма оптимистичного прогноза Минэкономики в отношении экономического роста (до 2,8% по ВВП в нынешнем и 2% в 2024-м) и высокой цены на нефть в 2024–2025 годах. Правда, аналогичный прогноз роста ВВП от ЦБ намного скромнее – 0,5–1,5% в 2024-м.

Минфин давно перестал публиковать расшифровку бюджетных расходов. Поэтому по расходам, связанным с обороной и силовиками, есть только экспертные оценки. И если в целом расходы выросли где-то на 26%, то военные, по оценкам, увеличатся примерно в 1,7 раза, не считая расходов на силовиков.

При этом Минфин анонсирует, что и расходы на соцнужды (и вообще на поддержку населения) тоже будут расти. Правда, тут есть эффект масштаба. Известно, что одна из больших проблем – уровень бедности. Даже по официальным данным, это сегодня порядка 12 млн человек. В новом бюджете на прямую поддержку малоимущих отводится 100 млн руб. Можно легко подсчитать масштаб этой поддержки: на каждого будет приходиться по 10 руб.

Отдельная проблема – как финансировать наращивание расходов и дефицит бюджета. Власти не готовы к масштабной приватизации, так что остается надеяться, что начавшийся рост цены на нефть продолжится. Правда, значительная часть валютной выручки от экспорта нефти идет в рупиях, с которыми экспортеры пока не понимают, что делать. Так что для меня большой вопрос, будут ли нефтегазовые доходы расти так, как хотелось бы правительству, если иметь в виду ту выручку, которую можно реально использовать для бюджета.

Основным источником покрытия дефицита явно будут займы. Заимствования из-за санкций возможны в основном на внутреннем рынке. Внутренний госдолг уже существенно подрос. Последние данные Минфина – 25 трлн руб., а еще сравнительно недавно он был чуть больше 10 трлн. И долг будет расти – в 2025-м, по официальным оценкам, на его обслуживание будет уходить не менее 6% бюджета.

Есть и второй путь, на который правительство вступило, что вызывает большую скорбь у бизнеса, – это повышение налогов. Вроде бы повторять эксперимент с налогом на сверхприбыль власти не будут. Но вот недавнее повышение экспортных пошлин для сырьевиков... Производители удобрений уже посчитали: если эту пошлину пересчитать в налог на прибыль, реальная эффективная ставка для них будет не 20, а 40%. И похоже, на этом дело не кончится, будет дальнейшее повышение налогов: чудес не бывает, 7 трлн – немаленькая сумма, ее надо откуда-то собрать.

Так что на инфляцию в 4% в 2024-м, боюсь, выйти не удастся. Вроде бы и ЦБ уже эту иллюзию оставил. А глава ВТБ Костин вообще предложил увеличить таргет с 4 до 6%, чтобы быть ближе к реальности...

Рубрика: Экономика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика