22.03.2012

Как научить ребенка грамотно писать?

Если ребенок много читает, слова откладываются в его памяти и это обуславливает «врожденную грамотность». Но многие проблемы в начальной школе начинаются именно в связи с правописанием словарных слов

В русском языке много словарных слов, их правильное написание не обусловлено четкими правилами. Чтобы правильно писать такие слова, их необходимо выучить наизусть, как таблицу умножения. Но объем такого знания намного больше. Если ребенок много читает, слова откладываются в его памяти и это обуславливает «врожденную грамотность». Однако многие проблемы в начальной школе начинаются именно в связи с правописанием словарных слов, затем это влечет проблемы в старшей школе и т.д. Большие трудности в правописании испытывают дети с синдромом дефицита внимания – очень распространенным ныне диагнозом.

Логопеды и педагоги предлагают множество методов для запоминания словарных слов. Для таких занятий важна систематичность и заинтересованность ребенка. Заниматься необходимо каждый день не более 15–20 минут, в неделю ребенку можно запоминать от 5 до 10 слов. На занятии используй такие приемы.

1. Ребенок должен самостоятельно прочитать слово.

2. Объясни значение слова и предложи орфографическую работу, которая будет включать в себя постановку ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы, деление слова на слоги.

3. Для заучивания правописания данного слова можно использовать подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

4. Составь с ребенком рассказ из группы словарных слов.

5. Применяй картинный диктант (покажи картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

6. Очень важны такие упражнения: образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород); образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать); придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая); разбор слов по составу, запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

7. Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами. Предложи ребенку закрыть глаза, представить это слово написанным в книге, назвать его по буквам.

Пусть ребенок мысленно заставит «помигать» «опасную» букву. Какая буква «мигает»? Пусть ребенок с закрытыми глазами запишет это слово 5 раз, каждый раз проговаривая вслух то, что пишет.

Предлагается также использовать метод ассоциаций. Суть в том, что трудное написание слова связывается с яркими образами, которые потом вспоминаются при написании слова. Главное – не навязывать ребенку собственных ассоциаций.

Методика:

1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например, береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности при написании. Например: бе-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: б_Е, б_е.

4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

 

Рубрика: Образование

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика