Дмитрий Быков: Апрельская этика
Писатель Дмитрий Быков пытается разобраться, что все-таки можно сделать в безысходной ситуации, сложившейся в России
Относительно заявленной акции 21 апреля (слово «акция» может означать и протестные, и карательные действия) хороших вариантов нет.
Это главное ноу-хау Владимира Путина, в этом он, пожалуй, чемпион: создавать такие ситуации, в которых ни у власти, ни у ее оппонентов просто нет хорошего образа действия, а потому наилучшим способом остается бездействие. Никуда не выходить, ничего не требовать, ждать, пока рассосется. Чтобы лучше рассосалось, сосать: нефть, ресурсы, телевизионную соску.
Это легко доказать: в современной России больше всех преуспевает именно тот, кто ничего не делает, а если делает, то тайно. Любые явные действия приводят либо к аресту, либо к локальной войне, либо к высылке дипломатов. Добавлю, что в нынешней ситуации даже уход Путина уже мало что улучшит. Он создал такую ситуацию, из которой в самом деле нет никакого выхода, классический исторический тупик, позволяющий обновить формулу Ленина: верхи не могут ничего ДРУГОГО, а низы ничего ДРУГОГО не хотят. То есть вопрос состоит только в том, как скоро и с какими травмами эта форма государственного устройства покинет данную территорию.
В этой ситуации спасти Навального может только нажим так называемых партнеров или предложенный ими выгодный торг. Зачем это нужно партнерам, не очень понятно, потому что их тактика обозначилась: минимизировать вред, наносимый Россией, и с этой целью максимально ее изолировать.
Правительству Северной Кореи тоже ведь никто не дает советов, как ему разбираться с врагами народа: важно, чтоб мир не взорвали. Если вы позволите себе выйти на улицу, вам гарантированы неприятности; проблема только в том, что, если вы никуда не выйдете, они вам гарантированы все равно.
Ситуация Путина в известном смысле хуже лукашенковской: у Лукашенко есть хотя бы Путин, который с известной вероятностью и поглотит его вместе с остальной страной в ближайшее время. Для Путина такого исхода нет: нас нельзя поглотить, мы колом встанем в любом пищеводе.
При таком железобетонном отсутствии хорошего выхода есть, по-моему, только один способ выбрать программу действий, которая по крайней мере не приведет к угрызениям совести. Я даже не могу посоветовать прислушаться к какому-либо моральному авторитету, ибо их нет, эта институция в гнилых местах не живет. Прислушайтесь к тому, что советует наиболее противный вам человек, и сделайте наоборот – вот и вся программа. Тогда вам гарантировано по крайней мере моральное удовлетворение.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №15-2021 под заголовком «Апрельская этика».