Дмитрий Быков: Вирусная Россия и глобальное перемирие
Писатель и публицист Дмитрий Быков рассказывает, почему наихудшие шансы выжить в условиях пандемии – у наихудших людей
Как напоминать человечеству о солидарности, если глобальная война стала невозможной и превратилась в гибридную?
Мирная жизнь устроена так, что люди расслаиваются. Солидарность вспыхивает во время общенациональных или всемирных катастроф. Вместо войны нам придумали эпидемию, и главным критерием выживания опять становится способность к взаимовыручке и водяному – в данном случае вирусному – перемирию.
И вот здесь – один, но несомненный плюс происходящего. Солидарность хорошо поставлена у оппозиции (сколько бы она ни дралась друг с другом, но в критические моменты включает взаимопомощь, даже Карпов приносит Каспарову журнальчик в ИВС). У профессионалов, у которых есть общий язык и общие точки уязвимости. У интеллектуалов, которые вообще меньше склонны к карьеризму и толканию локтями. У единомышленников – а значит, у людей с убеждениями (карьеристы единомышленниками быть не могут – они красятся в тот цвет, который носят).
И потому приходится признать, что наихудшие шансы в условиях пандемии – у наихудших людей. У лоялистов, которые делают только то, что выгодно, и жрут друг друга при первой угрозе. У клеветников, силовиков, ограничителей свободы. Выживают те, кто способен действовать в ущерб собственной сиюминутной пользе, а таких людей, как вы понимаете, собирает оппозиция. Во всем мире. Режимы, которые держатся на лжи, насилии, отрицательной селекции, падают именно потому, что пандемия быстро отделяет ложь от правды, важное от неважного, людей от нелюдей. Нам пригодятся сейчас те самые качества, которые двадцать лет воспитывал в нас путинский режим: способность быть собой вопреки обстоятельствам.
Воспитывал он, конечно, и другие качества – высокомерие относительно всего мира, хамство, беспечность, социальный дарвинизм и коррупцию. Но в критические моменты истории деньги перестают что-либо значить, даже доллары. Пандемия, как ни крути, – инструмент нравственной эволюции. Она отбирает выживающих совсем не по тем критериям, по каким назначают в Госдуму или принимают в «Наши». Я никоим образом не пытаюсь оправдать трагедию, которую переживает человечество. Я только пытаюсь объяснить, какие человеческие качества гарантируют выживание.
Гигиена – вообще хорошая вещь. Нравственная в первую очередь. Единственной альтернативой ей является полное обнуление. И конечно, никакого злорадства. Только достоинство, грусть и усвоение уроков. Школы во всем мире закрываются лишь потому, что на полгода открылась главная школа в истории.
***
Материал вышел в издании «Собеседник» №10-2020 под заголовком «Вирусная Россия».