Дмитрий Быков: Присмотритесь к Серебренникову, за ним будущее
Тем, кто планирует жить в прекрасной России будущего, придется пользоваться прежде всего культурными технологиями
Дмитрий Быков благодарит читателей за поддержку. Он чувствует себя лучше и возвращается на страницы издания с новой колонкой.
Тем, кто планирует жить в прекрасной России будущего и строить ее после громкого или тихого ухода нынешней власти, придется пользоваться прежде всего культурными технологиями. Это не значит подменять идеи зрелищами – напротив, именно в сфере искусства как раз и остались идеи. Политтехнологии давно слились с артпроектами – примеры тому и Гельман, и Гавел, и Трамп, с которого – а вовсе не с Зеленского – началась эта экспансия шоубизнеса в политику. Нынешний скандал вокруг победы Микеллы Абрамовой на конкурсе «Голос. Дети» имеет ту же природу – и не только потому, что других выборов в стране не осталось, а потому, что другие выборы неинтересны. Современная война тоже стала дороговато обходиться – она при случае может уничтожить человечество целиком, и за войнами в мире Льда и Пламени планета следит с несколько преувеличенным, на мой вкус, однако объяснимым интересом.
О том, что миром должны управлять поэты, рассказывал Честертону еще Гумилев: им приходится постоянно выбирать из миллионов словосочетаний точнейшее и благозвучнейшее, так что с финансами уж как-нибудь справимся. Поэту и актеру профессионально нужна свобода слова. Политика, которую совсем было выгнали из реальности, возвращается через искусство – и потому строителям будущей России надо присматриваться не к Галустяну, допустим, про это у нас уже отшутились, а к Кириллу Серебренникову. За ним не только ореол гонимого (этот фактор перестает иметь значение), но и убедительный опыт театрального строительства.
Что мы живем в эпоху торжествующего искусства – стало ясно уже после «Матрицы», которая и доказала, что виртуальная вселенная неизбежно станет убедительней реальности. Теперь понятно, что главным поставщиком новых политических фигур станет именно шоубизнес: не только потому, что людям нужно шоу, но прежде всего потому, что это дело относительно честное. То есть видно, кто умеет что-нибудь, а кто так, пописать зашел. Кроме того, именно в великих произведениях вроде «Звездных войн» были впервые отработаны многие технологии побед и массовых гипнозов, и вряд ли после роскошного старта последних «Мстителей» нужно объяснять, что мы живем не в марксистском, а в марвеловском мире.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2019 под заголовком «Присмотритесь к Серебренникову, за ним будущее».