Дмитрий Быков: Почему Россия не готова к государственному перевороту?
Предпосылки того, что случилось в России в 1991-м тут как тут, все на месте. В общем, все готово. Кроме одного...
Остановить наступление реакции очень просто. Достаточно собрать на площади в центре столицы тысяч этак сто – сто пятьдесят. Вряд ли у Белого дома было больше народу, особенно по ночам.
Плюс у реакции не должно быть интеллектуального ресурса, чтобы нарисовать привлекательный для большинства образ будущего, а у собравшихся это представление о будущем должно быть ясное и конкретное. Например: свобода предпринимательства, слова, и чтобы ездить за границу, и чтобы не чувствовать себя ничтожествами под властью отживших и глупых злодеев. И еще хорошо бы, чтобы этим собравшимся на площади было почти нечего терять – как стремительно нищающему населению России в 1991-м.
Что еще нужно? Альтернативный центр власти. Грубо говоря, чтобы было где собраться. Ведь тогда вся Москва не просто так смотрела на Белый дом, и пассионарии стекались именно к нему. Был Ельцин, была РФ, уже мыслившаяся отдельно от СССР, и была команда, которая не желала терпеть горбачевскую промежуточную политику, явно ведшую страну к катастрофе. Можно по-разному относиться к Ельцину и особенно к беловежскому развалу. Нельзя лишь отрицать, что Горбачев внес не меньший вклад в победу Ельцина, чем Николай II – в победу Ленина.
А дальше смотрите сами. Наступление реакции у нас по всему фронту налицо, образа будущего у нее нет, лояльные интеллектуалы сплошь на уровне В. Соловьева, который уже до того договорился, что от имени могучего иудаизма кидается спасать беззащитное православие: мы не питали иллюзий насчет его веры и совести, но насчет разума, каемся, питали.
Вся повестка сегодняшней власти – расправа и расплата, но этими радостями всех не заразишь. Сказать, чтобы населению России было что терять, кроме личной свободы, – тоже трудно. И с личной свободой напряги – власть при таком градусе мстительности и малоумия быстро дойдет до ограничения выездов, а что еще особенно терять среднему гражданину, и так уже лишенному перспектив? Вдобавок кризис, да отсутствие вертикальной мобильности, да все более кастовый характер общества, при котором дети едва ли будут жить лучше нас (а ведь все ради них, нет?). Нет, ребята, предпосылки тут как тут, все на месте.
Кроме того самого альтернативного центра власти – Белого дома, к которому стоит пойти в случае чего.
Тут засада. Потому что растленность нынешней российской верхушки такова, что никто из представителей верхов – экономических ли, политических – не может претендовать на любовь масс. И надеяться на них нельзя – ни на Кудрина, ни на Прохорова. Нужен совершенно другой человек – представитель другой власти: либо неформальный (формальный невозможен) лидер волонтерского движения, либо Навальный, либо Ройзман, либо Чирикова; и главное, нужен территориальный, внятно обозначенный на карте штаб этого низового движения – в Сети его не разместишь.
А так, в общем, все готово. И главное, что уже есть – это их старый, гэкачепешного образца страх, неадекватность и бессилие.