Дмитрий Быков: Спасет ли православие российскую медицину?
В Самаре прошел Всероссийский съезд православных врачей – дело святое, кто бы спорил; его приветствовал посланием Патриарх Кирилл, а по итогам форума принято судьбоносное решение
В Самаре прошел Всероссийский съезд православных врачей – дело святое, кто бы спорил; его приветствовал посланием Патриарх Кирилл, а по итогам форума принято судьбоносное решение.
В медицинских вузах может появиться кафедра теологии, а то, как указано в послании Патриарха, некоторые врачи применяют неправославные методики.
Каковы эти неправославные методики – остается только гадать: возможно, некоторые целители, отчаявшись добиться толку от медикаментов, опрыскивают комнату водой от дурного глаза или по-знахарски шепчут над раной, и это действительно оккультные, глубоко неправославные действия. То ли дело освящать больницу, опрыскивать комнату святой водой или служить молебен о здравии: больной вскакивает только так, и главное, всё по канону.
Если же подходить к вопросу серьезней, медицинская практика грозит превратиться в непрерывную дискуссию о спасении самоубийц (которые своим поступком совершили акт отпадения от Господа) или лечении атеистов, которые явно не заслуживают православной помощи – как, впрочем, не заслуживают и Царствия Небесного. Да ни для кого не секрет, что добрая православная клизма помогает лучше атеистической. Но опять же если подходить к вопросу с последней серьезностью, каков должен быть выбор православного человека, если ему предлагают либо грамотного, либо религиозного специалиста? Подозреваю, что степень праведности такого доктора будет волновать больного несколько меньше, чем его опыт.
Оно, конечно, среди врачей немало искренне верующих, однако все мы знаем, что вера и профессионализм коррелируют между собой весьма редко: каждый знал умных атеистов и глупых фанатиков, глубоко верующих инквизиторов и гуманных агностиков, а уж советская медицина, прекрасно обходившаяся без кафедр теологии, во всем мире почиталась одной из лучших.
Нет сомнения, что тотальная абсурдизация русской жизни идет ей на пользу, поскольку жить становится если не лучше, то веселей; сомнительно иное – помешает ли врачам дополнительная нагрузка? Полезно ли студенту, усваивающему научную картину мира, учиться тому, что болезнь посылается по грехам или как испытание? Разумно ли, наконец, до такой степени пронизывать православием решительно все сферы жизни, как будто не предвидя, что прямым результатом этой чрезмерности будет нарастающий внутренний протест – нормальная реакция на любую тотальную пропаганду? Следует ли из послания Патриарха Кирилла, что православный врач будет иметь преимущественные шансы на трудоустройство, а неправославных будут по распределению отселять в глухие районы Сибири? Все мы помним, что вежливость плюс пистолет действуют сильней, чем простая вежливость; точно так же нет сомнений, что молитва плюс пенициллин действуют сильней, чем просто молитва. Неужели эта очевидная истина будет поставлена под сомнение?
Поистине, Боже, кого ты хочешь наказать – того лишаешь разума, и чувства меры, добавим мы, перекрестившись.
Читайте также:
Дмитрий Быков: Как спасти Россию от национализма
и другие публикации Дмитрия Быкова