Дмитрий Быков: Если всякий раз забывать о трагедиях, то как можно двигаться дальше?!
А когда вы говорите: «Время было такое», ответственность за ваш личный выбор как бы снимается, и вот вы уже не предатель собственной профессии или гражданского долга, а нормальный чуткий человек, следующий велениям и запросам эпохи. Нельзя же шагать с ними не в ногу
Чилийские судьи извинились перед народом за то, что во времена Пиночета судили не по закону, а по Пиночету. Извинились, что особенно важно, не за то, что нескольким тысячам чилийцев испортили биографию, а за то, что проделывалось это незаконно – или, верней, в соответствии с тем извращенным представлением о законности, которое принесла с собой диктатура.
В России многие подчеркивали свою симпатию к Пиночету – он, мол, совершил переворот, но зато спас страну; Альенде ее чуть было не вверг в катастрофу, но пришел благородный военный и выправил ситуацию. Большинство чилийцев, как показала судьба Пиночета, были с этим не согласны. И опять же не потому, что им так уж нравился Альенде, а потому, что Пиночет на двадцать лет прервал развитие страны, превратив ее в одну из самых жестоких диктатур в латиноамериканской истории.
Может, со стороны чилийцев и неблагодарно было его судить, но им разонравился такой стиль руководства, и экономический подъем, за который было заплачено этой диктатурой, не представлялся им столь уж значительным выигрышем. Потому что экономика экономикой, а судьба страны в результате оказалась сломана. Плох или хорош был Альенде, он победил на выборах, а погиб в результате переворота.
Теперь, если чилийская судейская корпорация хочет, чтобы ей верили – а без этого никакая страна развиваться не может, – ей придется извиниться, то есть признать, что двадцать лет в стране вместо закона действовали другие соображения.
Казалось бы, пиночетовский переворот случился 40 лет назад, страна развивается вполне демократично, и стадион в Сантьяго, равно как и операцию «Караван смерти» и гибель Виктора Хары, можно забыть. Но если всякий раз такое забывать, не совсем понятно, как двигаться дальше. В России в подобных случаях постоянно говорят: «Время было такое».
А когда вы говорите: «Время было такое», ответственность за ваш личный выбор как бы снимается, и вот вы уже не предатель собственной профессии или гражданского долга, а нормальный чуткий человек, следующий велениям и запросам эпохи. Нельзя же шагать с ними не в ногу. Во-первых, получится несовременно, а во-вторых, затопчут.
Сегодня в России как раз «время такое». И многие, я уверен, после очередного оплевания очередного автократа категорически откажутся извиняться: «Мы-то при чем? Время было такое!» А потом вспомнят, что этот автократ вершил свои расправы вопреки закону, морали и здравой логике, но исключительно ради процветания Отечества. И ни один вывих не будет вправлен, и ни один судья, выносивший противозаконные приговоры, не будет привлечен к ответственности. Ведь они все хотели добра, а добро в тот момент заключалось в том, чтобы сидели Ходорковский, Толоконникова и Михаил Косенко, которому не разрешили выйти из СИЗО хоть на день, чтобы похоронить мать.
Что же, да здравствует взаимность! Они не попросят прощения. Их не простят.
Читайте также:
Дмитрий Быков: Почему нужно отдать Кремлю Пиррову победу и не допустить Майдана в Москве
Почему Владимир Путин перестал прятаться от наводнения на Дальнем Востоке
и другие публикации Дмитрия Быкова