Дмитрий Быков: Борис Березовский и Страшный суд
В России заключенные находятся в таком положении, что легко признаются в чем угодно со времен Малюты Скуратова. Но все эти мелочи, разумеется, не отменяют главного праздника: независимая пресса России наконец-то начала расследование деяний Бориса Березовского, среди которых главное – привод Владимира Путина к власти осенью 1999 года
Фильм о Борисе Березовском, вышедший на «России 1» поздним вечером 23 декабря, отличается рядом несовершенств – в частности, уже разоблачена главная фактическая посылка: мол, похищение Ивана Рыбкина ставило под сомнение выборы 2004 года и, стало быть, победу Владимира Путина.
Ничего оно не ставило, выборы отменились бы только после похищения либо снятия всех депутатов, это уже разъяснено автором того самого закона Борисом Надеждиным. Не производят должного впечатления секретные признания двух анонимных и затемненных личностей, которые якобы должны были взорвать Ющенко или имитировать этот взрыв; не вполне убедительными остаются сенсационные показания, регулярно даваемые заключенными – в частности, Михаилом Коданевым, обвиненным в убийстве Сергея Юшенкова (кстати, о своей невиновности он отнюдь не молчал, а заявлял с 2003 года).
В России заключенные находятся в таком положении, что легко признаются в чем угодно со времен Малюты Скуратова. Но все эти мелочи, разумеется, не отменяют главного праздника: независимая пресса России наконец-то начала расследование деяний Бориса Березовского, среди которых главное – привод Владимира Путина к власти осенью 1999 года.
Разумеется, это как раз тот случай, когда темные силы, по формуле Гёте, «творят добро, всему желая зла»; конечно, Березовский не желал спасения России, а просто это так получилось. Но если уж перед российскими СМИ в эпоху небывалого обострения внутриполитической жизни (закон Магнитского, закон анти-Магнитского, третье дело Навального и т. п.) стоит задача отвлечь массы, создавая подробную биографию нашего московского Мориарти, как-то нелепо, согласитесь, обходить вниманием его главную победу, а именно создание партии «Единство», пожравшей в конце концов партию «Отечество».
Я, кстати, и посейчас думаю, что победа Лужкова – Примакова ввергла бы Россию в катастрофу куда более стремительную и необратимую, чем даже победа Путина, который сделал все то же самое, но хоть не сразу; однако оценки пусть расставит история. Очень может быть, что именно главная роль в организации победы «Единства» на Страшном суде окажется главной виной Березовского, в сравнении с которой бледнеют все его финансовые художества. Но как бы то ни было, давайте сначала вспомним факты. Да, фильм Андрея Кондрашова полон передержек, недоговорок, домыслов, ошибок и даже прямой клеветы, да, тут много копания в грязном белье, но, согласитесь, господа, это первая ласточка.
Если Березовский обидится на фильм Кондрашова и заговорит – мы узнаем массу интересного о методах создания «Единства», о медиараскрутке фигуры нового премьера, о программе Сергея Доренко, уничтожившего «Отечество» несколькими убойными монологами, да мало ли о чем. Прекрасно, что российское телевидение добралось наконец до корней нынешнего политического режима и доказало, что от ельцинского олигархата он отличается разве что степенью закрытости и цинизма.
Браво, Андрей Кондрашов. Ждем второй серии. Если начнут угрожать – обращайтесь, прикроем.
Читайте также другие публикации Дмитрия Быкова