Научный руководитель Института экономики: МРОТ увеличили. А толку?
Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг — об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ)
На днях Госдума поддержала повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 850 руб. в 2020-м. Теперь он будет 12 130 руб., таким же, как прожиточный минимум во втором квартале 2019-го. И хотя это почти вдвое выше ожидаемой инфляции, едва ли скажется на уровне жизни большинства россиян.
- читайте также:
Новый минимум: после повышения МРОТ могут вырасти цены?
Показатель МРОТ влияет на величину пособий по безработице, налогов, различных социальных выплат. Власти уверяют, что это решение приведет к росту зарплат около 3,2 млн работников. В основном тех, кто занят в государственных и муниципальных учреждениях.
Конечно, и в частном секторе работодатели обязаны придерживаться правила: нельзя платить зарплату ниже МРОТ. Но далеко не всегда так выходит на практике. И к сожалению, те, кто должен следить за выполнением закона, часто оказываются на стороне недобросовестных работодателей... Это системная история. У нас нет демократического контроля как формы обуздания бюрократии. Поэтому надо ждать очередной встречи президента с народом: вдруг кому-то повезет решить проблему?
Но в общем власти делают шаг в правильном направлении, потому что в этом плане Россия выделяется из всех европейских государств. Даже на фоне тех стран, где ВВП на душу населения меньше, чем у нас: минимальная зарплата выше, скажем, в Болгарии, Румынии, Албании (самой бедной из всех)...
Впрочем, сомнительно, чтобы такой важный – с точки зрения социального выравнивания – шаг привел к значительным результатам. По-моему, мы чемпионы мира по неравенству: 1% самых богатых россиян владеют 67% богатств страны. В то время как в США – 40%. В общем, что говорить. Это верное решение, но оно ничтожно. Оно не приведет к кардинальным изменениям.
Для этого нужны две вещи: рост активности, когда «пирог» растет (а он не растет уже лет пять или шесть), и социальное выравнивание, чего вообще не происходит. Первым шагом к нему могло бы стать введение прогрессивного налога и еще ряда мер такого характера, когда богатые делятся с бедными.
Я как-то писал: чем выше налоги, тем ниже заборы. У нас очень большие и высокие заборы лишь потому, что очень велико расслоение. И здесь должно быть движение со стороны власти. Но у нас власть плутократическая, поэтому она начнет делать что-либо серьезное в этом направлении лишь тогда, когда наемные работники перестанут ожидать милости, а начнут бороться за свои права – через профсоюзы, например.
Никакого другого «лекарства», кроме солидарности трудящихся, тут нет. Меж тем в обществе большая разобщенность. Самые активные уезжают туда, где есть свобода выбора (не нравится здесь, перейду к другому работодателю) – в большие города или вообще за границу. А в моногородах, где всего одно или максимум два предприятия, откуда взяться свободе выбора? Там уже даже не звериный капитализм, а капитализм с чертами феодализма, когда отношение к людям – как к элементу издержек: чем ниже издержки, тем лучше для производства – оно будет более прибыльным...
Руслан Гринберг,
научный руководитель Института экономики РАН,
член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2019 под заголовком «МРОТ увеличили. А толку?».