06.08.2012

Денис Бриль: Джазу в России тяжело, но он выживает и живет!

Какое место занимает джаз в современной России? Кто и зачем сейчас занимается пропагандой этой музыки? С этими вопросами мы обратились к человеку, который к этой теме имеет непосредственное отношение - основателю московского джазового объединения Brilliant Jazz Club Денису Брилю.

Какое место занимает джаз в современной России? Кто и зачем сейчас занимается пропагандой этой музыки? С этими вопросами мы обратились к человеку, который к этой теме имеет непосредственное отношение - основателю московского джазового объединения Brilliant Jazz Club Денису Брилю.

Он рассказал нам, что Советский Союз на самом деле способствовал развитию джаза, что не надо бояться водить двухлетних детей на джазовые концерты и использовать творческий подход даже в самой серьезной работе, и как его жизнь перевернула одна находка на чердаке старого дома в Тамбове.

- Актуален ли сейчас джаз в России? Интересен он в чистом виде или необходимо слияние жанров?

- Общение с выдающимися российскими джазовыми музыкантами – Игорем Михайловичем Брилем, Даниилом Крамером, Алексеем Кузнецовым, Алексеем Козловым, Анатолием Кроллом – показывает, что сейчас джаз в России имеет ту же популярность, что и в далекие 70-80-е. Хотя тогда эту музыку воспринимали, как и все зарубежное, на ура. Но и сейчас есть джазовая аудитория, о ее существовании свидетельствуют полные залы на концертах, не только в Москве, но и в регионах. Даниил Крамер буквально недавно мне рассказывал, что во время его поездок по стране, во всех городах, и тысячные, и полуторатысячные залы заполнены! И публика восторженно принимает музыкантов, то есть люди осознанно приходят на эти концерты, им это нравится.

Конечно, хотелось бы, чтобы эта слушательская аудитория росла – это не просто желание поддержать джазовых музыкантов, это желание, чтобы наша страна в целом жила лучше, потому что уровень культуры существенно влияет на отношение людей к жизни.

С точки зрения возможности перехода от чистого джаза к смешению стилей – это интересно, и мы пользуемся этим в наших проектах, ведь это позволяет нам, любителям джаза, расширить аудиторию, привлечь и любителей других стилей. В результате это обогащает и нас, и тех, кто, благодаря этим экспериментам, открывает для себя джаз.

- Присуща ли нашему, российскому менталитету любовь к импровизации?

- Отвечу странно – к сожалению, да. Потому что русский человек ментально не готов все время находиться в рамках, следовать инструкциям. Для русских очень важно выразить собственное отношение ко всему, что происходит – такой подход к жизни лежит в глубине нашего сознания. Это ведь можно назвать импровизацией! В каких-то случаях это даже прекрасно, но иногда очень мешает. Это «джазовое отношение» к жизни передается из поколения в поколение. Но в современном мире излишек подобного отношения является скорее недостатком.

- С каких пор вы сами начали увлекаться джазом, и что послужило основным толчком к этому?

- У нас эта музыка постоянно звучала дома, мне старались прививать любовь к ней. С трех лет я ходил на джазовые концерты, тогда, конечно, очень тяжело было сосредоточиться и понять эту музыку. Лет в 9 я стал выделять композиции, которые мне нравились. Но когда что-то тебе ставят взрослые – это не совсем то, это не так интересно. Осознанно я начал слушать джаз почти случайно. Наткнулся на большой запас пластинок на чердаке дома у бабушки в городе Тамбове, где мой дядя оставил свою большую джазовую коллекцию, когда переезжал работать на Камчатку. Штук 500 пластинок точно было – немецкие, чешские, болгарские. Именно там я долго сидел и прислушивался к джазу… Именно прислушивался, потому что я мог слышать только звук, идущий с иголки, со звукоснимателя. Деталей не хватало, где их взять было неизвестно, поэтому приходилось очень старательно внимать музыке. И она меня тогда поразила – Оркестр Гленна Миллера, Голден Гейт Квартет, Армстронг, Эллингтон, Фицджеральд, такие древние записи 30-х годов. Это было очень яркое впечатление, тогда я действительно полюбил эту музыку.

Я своих детей тоже начал очень рано водить на джазовые концерты. Дочь Настя первый концерт посетила года в три, а мой сын Георгий вообще в двухлетнем возрасте приобщился к джазу. Иногда это приводило к курьезам. Был концерт в Рахманиновском зале, его вел Бэлза. Я со своей семьей сидел на первом ряду, самые центральные места. А моя маленькая дочка решила себя чем-то занять, взяла сумку моей жены и начала выкладывать оттуда по очереди все предметы, раскладывая их вокруг себя. Все внимание Бэлзы и многих музыкантов оказалось приковано к этому событию. Потому что через некоторое время вещи лежали на коленях у всего первого ряда, на всех подлокотниках, и не падало это все с грохотом, полагаю, только из-за напряжения, царящего в зале… Любая попытка прекратить эти действия вызывала естественные эмоции у ребенка, что было еще хуже. В общем, этот концерт всем, включая Бэлзу, запомнился на всю жизнь…

- Как появилась идея создания джазового объединения Brilliant Jazz Club? Как клуб развивался и какие у него планы на будущее?

- История была простой. Как-то раз мы с моими братьями, известными саксофонистами, Александром и Дмитрием Брилями пришли к мысли, что у нас есть большое количество друзей и знакомых, с которыми нам очень приятно видеться, но делаем мы это редко. И надо бы придумать повод, чтобы видеться чаще. А так как все мы очень любим джаз, естественно, пришла в голову идея джазового клуба. Дальше все просто – мы поделились этой идеей с нашими друзьями из международной еврейской организации «Джойнт», и они предложили нам в качестве постоянной площадки прекрасную сцену Еврейского культурного центра. Теперь каждый третий четверг месяца мы проводим там свои мероприятия. Этой осенью исполнится пять лет, как мы проводим эти джазовые акции.

Безусловно, сфера деятельности клуба с годами расширялась. Помимо проведения концертов мы начали выпускать cd и dvd, сейчас действует собственная галерея клуба, где постоянно проходят потрясающие выставки. Администрация BJC и сейчас готовит целый ряд новых проектов, которые медленно, но верно претворяются в жизнь. У нас на сайте открыт интернет-магазин, где можно приобрести различную продукцию джазовой направленности, у клуба есть своя фотостудия. Но приоритетом остается музыка. С осени наш джаз будет активно двигаться в регионы.

- Есть ли в вашей экономической деятельности место творчеству? Или это абсолютно разные векторы вашей жизни?

- Человек делает любое дело хорошо, только если в этом есть творчество. Безусловно, и я культивирую творческий подход во всех областях своей деятельности. Благодаря этому не только процесс моей работы становится интересен мне, но и окружающим становится интересен ее результат. Творчество в работе может быть очень разным. Это может быть интересная презентация, креативная организация работы коллектива или даже написание книги! Сейчас у меня в работе несколько книг. Диссертация в виде монографии готовится к выпуску осенью в издательстве «Наука». И этот же сложный научный труд я собираюсь выпустить в виде книги для широкого круга читателей! Это будет беспрецедентное явление, юмористическое издание о финансах! Мы его готовим в соавторстве с Сергеем Шустицким, и тоже планируем выпустить в сентябре.

- Какое происхождение имеет фамилия Бриль, ставшая основой для названия вашего клуба?

- Моя семья посвятила много времени исследованиям нашей фамилии и вообще генеалогического древа, родословной. В этом мы дошли аж до 1776 года. Корни наши теряются в Нидерландах, где есть местечко под названием Бриле – такое родовое поместье. Однозначно сказать о происхождении фамилии оказалось крайне затруднительно. Но можно точно сказать, что на данный момент в нашей стране фамилия Бриль ассоциируется в первую очередь с джазовой династией!

- Кто является вашими «джазовыми кумирами»? Не было ли у вас желания самому стать музыкантом?

- Знаете, мне не хочется выделять кого-то особенно… Мне очень приятно, что на сегодняшний день есть много великолепных российских джазовых исполнителей. Безусловно, есть огромное количество корифеев, мэтров жанра. Но выделять кого-то – правда, мне не хотелось бы. Я люблю слишком многих и слишком по-разному.

Мне, конечно, в юности хотелось стать музыкантом. Я мечтал играть на гитаре и на фортепиано. Но в итоге пошел по другому пути. Хотя отец все-таки научил меня довольно пристойно играть на гитаре. Я и сейчас часто играю дома вместе со своими друзьями-музыкантами, когда они приходят ко мне в гости!

- В 50-е направление джаз считалось антигосударственным и существовало множество лозунгов это отражающих. Насколько все изменилось с тех пор?

- Могу сказать, что уже и сам Советский союз переосмыслил свое отношение к джазу. Как гласит известная поговорка «не можешь победить – возглавь». И Советский союз не просто возглавил, а вложил огромные ресурсы, чтобы сделать советский джаз популярной музыкой. На этой волне удалось проявить свой талант фантастической плеяде российских джазменов, гениальных исполнителей, аранжировщиков, композиторов. Вот именно тогда все кардинально поменялось. Джаз был популяризирован за счет государственной машины! Это очень серьезно повлияло на развитие джаза в России и на его популярность на западе. Я много путешествую и везде любителям джаза известны имена российских музыкантов. Сейчас джаз по-прежнему развивается, хоть и без господдержки. Этой музыке бывает тяжело, но она не просто выживает, она живет! Своей богатой, интересной жизнью.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика