Ученые открыли механизм распространения вируса гриппа

Фото: Технология распространения вируса гриппа по воздуху полностью установлена // Global Look Press

Новое исследование помогло прояснить, каким образом вирус гриппа обрел способность распространяться.

У вируса гриппа множество штаммов, и некоторые из них обладают лучшей «экипировкой», помогающей им распространяться от человека к человеку. Ученые из Массачусетского института технологий, а также Национального института аллергий и инфекционных заболеваний США смогли выяснить, что мягкое нёбо (задняя часть нёба, складка слизистой оболочки, свешивающаяся у млекопитающих над основанием языка и отделяющая ротовую полость от глотки) играет важнейшую роль в деле обретения вирусами способности передаваться по воздуху от одного человека к другому.

Исследователи сделали этот вывод во время изучения штамма вируса гриппа H1N1, который вызвал в 2009 году пандемию, убившую более 250 тысяч человек. Ранее было установлено, что передача вируса по воздуху зависит от способности белка гемагглютинина вируса присоединяться к специфической разновидности рецепторов на поверхности респираторных клеток человека. Некоторые штаммы гриппа лучше присоединяются к альфа 2-6 глюкановым рецепторам, которые имеются у людей и прочих млекопитающих. Другие разновидности вируса лучше адаптируются к альфа 2-3 глюкановым рецепторам, встречающимся у птиц.

Вирус 2009 года очень хорошо присоединялся к человеческим альфа 2-6 глюкановым рецепторам. В ходе нового исследования ученые создали 4 мутации этого вируса в гемагглютининовых (НА) молекулах, которые сделали его более подходящим для альфа 2-3 глюкановых рецепторов. Затем они использовали вирус для инфицирования хорьков, на которых часто испытывают модели болезней человека.

Ученые считали, что мутировавший вирус не будет распространяться, но к их удивлению он спокойно передавался по воздуху, так же как и оригинальная версия гриппа. Проведя секвенирование генетического материала вируса, ученые обнаружили, что он воспользовался генетической реверсией, которая позволила НА белкам присоединиться к альфа 2-6 глюкановым рецепторам.

Исследовав ткани разных частей респираторного тракта, исследователи обнаружили, что генетические реверсии вируса чаще всего отмечались в мягком нёбе. Но через три дня после первоначального инфицирования 90% вируса в этой области переродилось в другую форму, опасную для млекопитающих. В прочих областях респираторного тракта имелась смесь из двух разновидностей вируса.

Другие подробности об исследованиях ученых вы можете прочесть в разделе Наука.