Багаж, контроль и duty free: всё, что нужно знать об авиаперелётах
Sobesednik.ru решил помочь своим читателям избежать многих неприятных ситуаций, связанных с авиаперелётами
Sobesednik.ru решил помочь своим читателям избежать многих неприятных ситуаций, связанных с авиаперелётами.
1. Дама сдавала в багаж...
Сдаваемый на борт самолета багаж не всегда встречается со своим владельцем в целости и сохранности, а то и вообще может улететь в другую сторону. Как вести себя в подобных ситуациях – в наших советах.
Часто бывает так: багаж внешне цел, однако, добравшись до пункта назначения, вы обнаруживаете пропажу дизайнерского костюма или дорогущей фотокамеры. В этом случае нужно отправить жалобу-претензию на адрес главного офиса авиакомпании – его можно узнать в интернете или на горячей линии. Письмо лучше отправить по почте и с уведомлением о вручении. Обратиться к перевозчику с жалобой нужно в течение семи дней после обнаружения пропажи.
ВАЖНО! Закон не обязывает проверять багаж в аэропорту сразу после его получения. Однако с того момента, как вы вышли из здания аэровокзала, вы возложили ответственность за пропажу вещей на себя: доказать вину авиаперевозчика или аэропорта в дальнейшем будет очень нелегко.
Доказать стоимость пропавшей вещи можно, допустим, с помощью чеков или банковской выписки, если она покупалась по кредитке. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от авиаперевозчика – он может посчитать ваши требования разумными и согласиться на компенсацию или предложить свой вариант урегулирования конфликта. Например, некоторые авиакомпании дарят пострадавшим клиентам бесплатный полет или скидку при покупке билета. Но скорей всего дело дойдет до суда. К сожалению, выиграть у авиаперевозчика удается далеко не всегда. Однако это не значит, что бороться не стоит, в конце концов, речь идет об имидже перевозчика, а подобные судебные разбирательства не красят его в глазах других пассажиров.
ВАЖНО! Избежать воровства при путешествии самолетом достаточно просто. Например, оклейте сдаваемый багаж защитной пленкой – эта услуга предоставляется в аэропортах и стоит относительно недорого. При путешествии внутренними авиалиниями можно составить опись провозимых вещей, сделать это необходимо в присутствии сотрудника авиакомпании, он должен расписаться, оставить один экземпляр себе, а другой вернуть вам. И наконец, самые ценные вещи лучше провозить в ручной клади, чтобы потом не оплакивать их пропажу.
Получив в зале выдачи багажа сумку или чемодан в испорченном виде (например со сломанным замком, оторванной ручкой или с сорванной упаковкой), вы вправе обратиться с претензией к авиаперевозчику для возмещения нанесенного ущерба – только он несет ответственность за сохранность всех доверенных ему вещей. Вместе с представителем авиакомпании вы должны составить акт с описанием повреждений. В случае пропажи вещей перечислите все, чего недосчитались. Если же сотрудники авиакомпании отказались составлять акт (чаще всего из-за нежелания брать на себя ответственность), привлекайте к решению своей проблемы полицию, поскольку речь в данном случае идет о краже. В итоге будет зафиксирован факт вашего обращения и составлен протокол о порче багажа или пропаже вещей – в нем представители авиакомпании должны сделать отметку о своем согласии или несогласии с претензиями.
ВАЖНО! Поврежденный багаж открывать необходимо в присутствии сотрудника или авиаперевозчика, или аэропорта, или полиции. Если вы самостоятельно откроете сумку или чемодан, то доказать пропажу вещей станет более проблематично.
Если вы прилетели в аэропорт раньше своего чемодана, необходимо обратиться к дежурному по выдаче багажа (за границей ищите стойку Lost&Found в зале выдачи багажа). После того как все сумки и чемоданы будут разобраны владельцами, он проводит вас в комнату невостребованного багажа. Там вас попросят написать заявление о неприбытии чемодана и составят акт. Укажите номер рейса, опишите сумку или чемодан, как можно подробнее перечислите то, что было в багаже. Вещи теряются по разным причинам: багаж могли не загрузить в самолет в аэропорту вылета или отправить другим рейсом. А бывает и так, что у сумки отрывается бирка с номером рейса и ее отправляют в комнату невостребованного багажа. Там она будет находиться, пока не поступит заявление о розыске, поэтому чем подробнее вы опишете сумку, тем быстрее она к вам вернется.
Розыск длится в течение 21 дня – этот срок установлен Воздушным кодексом.
Если три недели прошло, а багаж не найден, он считается утраченным. Вам будет выплачена компенсация из расчета 20 долларов за каждый килограмм веса – он указан на багажной бирке, приклеенной к вашему посадочному талону. И к сожалению, в этом случае не будет иметь значения, сколько дорогих вещей вы с собой везли – компенсацию вам выплатят, исходя исключительно из веса пропавшей сумки или чемодана. Проще, если вы везли с собой новые вещи и у вас остались чеки. Вы можете потребовать от авиакомпании возмещения ущерба в полном объеме – сначала попробуйте договориться мирным путем, при отказе обращайтесь в суд.
ВАЖНО! Перед полетом за границу можно дополнительно застраховать свой багаж. Размер страхового взноса будет зависеть от оценки перевозимых вами вещей, и в случае утери багажа вам будет выплачена страховка дополнительно к тем деньгам, которые вы получите от авиакомпании.
Воздушный кодекс обязывает авиаперевозчика доставить ваши вещи в любую точку, где бы вы ни находились, даже если летите на перекладных. При составлении акта о неприбытии багажа вам нужно лишь указать конечный пункт назначения и оставить телефоны для связи. Сложнее, если вы направляетесь в населенный пункт, где нет аэропорта. В этом случае вам необходимо обратиться в представительство авиакомпании и оставить там свой адрес. Когда ваш багаж отыщется, авиаперевозчик должен будет вам его доставить. Однако на практике пассажиру чаще всего приходится ездить за ним самостоятельно. Если вам отказали в доставке багажа на дом и пришлось ехать за ним самому, вы вправе в судебном порядке требовать от авиаперевозчика компенсации потраченных на дорогу денег.
ВАЖНО! Сдавая вещи в багаж, снимите бирки, наклеенные во время других полетов. Багаж сортируется при помощи специальных сканеров, и они могут считать старый регистрационный номер – возникнет путаница. Чтобы облегчить поиск багажа и увеличить шансы на его возвращение, положите в боковой карман карточку со своими контактами.
2. Взять на контроль
После того как вы пройдете пограничный контроль, вас ждет контроль иного плана – предполетный, где акцент ставится на безопасности.
Что это такое и с чем его едят?
Правило 1:
Жидкости – не более 100 миллилитров
Правила авиационной безопасности запрещают проносить на борт самолета в ручной клади жидкости в емкостях объемом более 100 миллилитров. Причем это относится не только к напиткам, но и к зубной пасте, косметическим кремам, туши для ресниц, духам, пене для бритья, дезодорантам – от этого добра вас попросят избавиться при прохождении предполетного контроля. Имейте в виду: если емкость объемом 200 миллилитров заполнена всего на треть, ее также не разрешат проносить на борт. Если же вам необходимо взять с собой в полет жидкие лекарства, вооружитесь справкой от врача, что вы в них действительно нуждаетесь. Если хотите привезти из-за границы туалетную воду или даже большую банку крема, сдавайте их в багаж. На борт можно пронести только те напитки и жидкости, которые куплены в Duty Free и упакованы в прозрачный пластиковый пакет.
Важно
Если вы летите с пересадкой, то спиртное и прочие жидкости объемом более 100 мл в Duty Free приобретать не стоит – при пересадке на стыковочный рейс из соображений авиационной безопасности вам придется расстаться с покупкой, поскольку сдать ее в багаж вы уже не сможете.
Правило 2:
Не соглашайтесь брать с собой посылку
Никогда не соглашайтесь на просьбы посторонних людей пронести через пункты досмотра часть их вещей под предлогом перевеса багажа и тем более не принимайте от них посылки и письма для передачи «дядям», «тетям» и так далее. Вполне возможно, что ничего опасного в таких передачках нет, но береженого, как говорится, Бог бережет: если в них окажутся запрещенные к провозу вещества или другие вещи, отвечать придется вам.
Правило 3:
Не шутите со службой безопасности
При прохождении предполетного досмотра сотрудники авиационной безопасности могут спросить о наличии в вашем багаже веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна. Не рекомендуется отвечать шуткой в духе: «У меня бомба». Подобные ответы рассматриваются как заявление о наличии у вас опасных веществ и предметов, результатом чего может стать снятие с рейса и передача вас в руки правоохранителей.
3. Что вы знаете о Duty Free?
✔ Duty Free – это магазины беспошлинной торговли, располагающиеся в зоне пересечения границы: в аэропортах, морских портах. В ближайшее время планируется открытие Duty Free на железнодорожных вокзалах, имеющих пункты пропуска через государственную границу России.
✔ Duty Free – приятный бонус к заграничному путешествию. Товары в них обычно дешевле, чем в городских магазинах, за счет того, что они не облагаются пошлинами, акцизами, НДС. Типичный ассортимент Duty Free: спиртное, табачные изделия и парфюмерия. Однако в ряде городов, например в Пекине, Дубае, Сингапуре, Гонконге, магазины беспошлинной торговли занимают огромные территории и купить в них можно практически все: от очков и сумок до электроники и дизайнерской одежды.
✔ Следует помнить, что приобретенные в Duty Free товары относятся к купленным за границей. Соответственно, на них распространяются правила таможенного ввоза, нарушение которых может обернуться дополнительными тратами. Если вы не успели пройтись по магазинам Duty Free на земле, то можно сделать это и в воздухе: многие авиакомпании, летающие за границу, предлагают пассажирам каталоги авиамагазина беспошлинной торговли, из которых можно выбрать и купить понравившуюся вещь.
4. Операция «Воздух»
Борт самолета – пространство замкнутое, поэтому к поведению пассажиров здесь предъявляются повышенные требования. Поговорим про основные.
Про курение
Авиакомпании запрещают курение на борту лайнеров, а некоторые перевозчики наложили табу и на использование электронных сигарет. Если вы относитесь к числу заядлых курильщиков, имейте это в виду: запаситесь жвачкой, леденцами или антиникотиновым пластырем.
Про электронные приборы и устройства
В целях безопасности ими запрещено пользоваться во время руления, взлета и посадки. Сотовые телефоны должны оставаться выключенными в течение всего полета.
Про спиртное
Наливать или нет, зависит от авиакомпании: одни перевозчики давно отказались баловать своих клиентов алкогольными напитками, другие еще угощают, но уже за деньги, третьи наливают, как и раньше. Разумеется, небесконтрольно: в среднем норма на одного пассажира – 100–150 граммов, но, если ему хватило и меньшего и это сказывается на его поведении, больше могут не налить.
Авиакомпании запрещают распивать пронесенные пассажиром на борт напитки: продажа алкоголя во время полета – одна из статей дохода перевозчика. Застукав вас за горячительным, бортпроводники могут сделать замечание и попросят убрать «контрабанду». А начнете буянить – и разговаривать с вами будут по-другому: на пассажира, который распускает руки, рвется к аварийному выходу, угрожает окружающим или экипажу физической расправой, бортпроводники вправе надеть наручники. Именно это и спасает рейсы от вынужденной посадки. В пункте запланированного прилета дебошира передают в руки сотрудников полиции.
Если же пассажира не удается усмирить, он продолжает буянить или на борту завязывается драка, то самолет идет на посадку в ближайшем аэропорту. В этом случае дебоширы в судебном порядке возмещают убытки: расходы на топливо, затраты на обслуживание в аэропорту прилета, работу экипажа – сумма может доходить до полумиллиона рублей. Кроме того, в суд с материальными претензиями вправе отправиться и пассажиры злополучного рейса.
Кстати
Часто пассажиры, которые боятся летать на самолетах, начинают выпивать еще в аэропорту и нередко перебарщивают с дозой. Имейте в виду: пассажира могут вообще не пустить в самолет, если он еле держится на ногах и не понимает, что с ним происходит. Снять его с рейса имеет право только командир воздушного судна на основании информации от бортпроводников. Если такое решение принято, пассажира передают для дальнейшего разбирательства сотрудникам полиции.
[:wsame:][:wsame:]