Дмитрий Шпаро – о том, кто был первым на Северном полюсе
Путешественник Дмитрий Шпаро пишет книгу, которая может изменить взгляд на историю Арктики, узнал Sobesednik.ru
Путешественник Дмитрий Шпаро пишет книгу, которая может изменить взгляд на историю Арктики, узнал Sobesednik.ru.
Он собирается доказать, что первооткрыватель Северного полюса Роберт Пири на самом деле на полюсе не был.
«Нельзя оставлять историю непроясненной»
– Это громкое дело называют полярной гонкой: в начале XX века за титул первооткрывателя Северного полюса бились два великих путешественника – Фредерик Кук и Роберт Пири. Недавно вышла ваша книга о первом (на фото вверху), сейчас вы пишете о втором. Но почему вы вообще вернулись к спору столетней давности?
– Нельзя, чтобы какие-то вещи в истории оставались непроясненными. Книгу «Фредерик Кук на вершине континента» я написал, потому что хотел вернуть честное имя выдающемуся человеку, которого оболгали. У него отняли право считаться первым, кто поднялся в 1906 году на гору Мак-Кинли на Аляске – высочайшую вершину Северной Америки. Кук действительно был там, и в книге приведены убедительные документальные доказательства, почерпнутые из американских архивов. Более того, в 2005 и 2006 годах мы (клуб «Приключение». – Ред.) организовывали свои экспедиции на Мак-Кинли: наши альпинисты Олег Банарь и Витя Афанасьев прошли путь Кука полностью. Тот самый путь, который считался невозможным. Так вот, он возможен, довольно прост для двойки, имеющей ледорубы и веревки, логичен и смел. Есть фото, есть документы, есть наш опыт, и это тоже доказывает, что выдающегося путешественника и честного человека в свое время напрасно обвинили во лжи. И сделал это человек, о котором я пишу сейчас – Роберт Пири.
– И который сегодня считается первооткрывателем Северного полюса.
– Вот только его там не было. Америка признала в качестве покорителя полюса фальсификатора. Роберт Пири был первоклассным путешественником, самоотверженным и смелым, он совершил экспедиции, которые нельзя сравнить ни с какими другими. Но он не был на Северном полюсе.
– Однако оба, Кук и Пири, утверждали обратное. В то время это вообще технически было возможно?
– Все возможности были, за исключением, может быть, навигационных – ни навигация Пири, ни навигация Кука не была достаточной. Но в том-то и дело, что Кука обвиняли не в том, что он определил полюс неточно и пришел не туда, а в том, что вообще никуда не ходил. Якобы он отошел чуть-чуть от земли, сел и написал свою роскошную книгу «Мое обретение полюса» – лучшее, на мой взгляд, что есть в полярной литературе. Главным аргументом Пири в споре с Куком было следующее: если человек обманул всех в истории с Мак-Кинли в 1906 году, значит, он сделал это и с Северным полюсом в 1908-м. Но это не так! Я доказал, что он поднялся на Мак-Кинли первым из людей, теперь я хочу доказать, что он в 1908 году пытался дойти до Северного полюса, причем дойти честно. И был к полюсу гораздо ближе, чем Роберт Пири.
«Такое было время»
– Существует знаменитая фотография отряда Пири на полюсе. Это подделка?
– Мы не знаем, где на самом деле было сделано это фото. У Кука тоже была история с фотографией, которую ему припомнили, когда начался спор о полюсе. Он напечатал снимок, который якобы был сделан на пути к полюсу, хотя на самом деле – в Арктике несколькими годами раньше. Это было легко объяснимо – он к фотографиям относился не как к документам, а как к иллюстрациям. И Кук сразу сказал: да, а что тут такого – те же льды, те же айсберги. Когда я ищу фото из своего лыжного похода на Северный полюс в 1979 году, а хороших снимков немного, то я тоже могу взять сделанные в других подобных походах. Ничего плохого в этом нет.
– А почему, кстати, первым человеком на полюсе называют Роберта Пири, хотя он там был не один? С ним, как известно, был его слуга, афроамериканец Мэттью Хенсон, и четверо инуитов.
– Такое тогда было время. И Роберт Пири был таким человеком – он хотел быть единственным белым на полюсе. По возвращении из экспедиции он не оказывал Хенсону никакой поддержки, хотя тот служил ему больше 20 лет. Хенсон умер, имея крошечную пенсию курьера федеральной таможенной службы. Пири умер с роскошной пенсией контр-адмирала и был похоронен на Арлингтонском кладбище как национальный герой. Могилу Хенсона перенесли туда лишь в 1988 году. Кстати, памятник на могиле Пири, на котором написано, что он открыл полюс – частная инициатива. Конгресс, отправляя Пири на пенсию, признал его арктические заслуги, но не открытие Северного полюса.
– Если не Кук и не Пири, то кто все-таки был первым человеком на полюсе?
– В 1926 году норвежец Амундсен, итальянец Нобиле и американец Эллсуорт на дирижабле «Норвегия» пролетели путь Шпицберген – Северный полюс – Аляска, так что совершенно точно они были над полюсом. Но кто первый пришел туда ногами? Это были участники американо-канадской экспедиции на снегоходах 1968 года под руководством Ральфа Плейстеда.
«Куку припомнили всё»
– Прошло больше 100 лет. Неужели в США не было попыток реабилитировать Кука?
– Были, и не раз. Эдвин Балч, президент Географического общества Филадельфии, еще в 1914 году написал книгу «Гора Мак-Кинли и доказательства альпинистов». В ней он крайне педантично проанализировал свидетельства альпинистов, поднимавшихся на гору после Кука, сравнил их с тем, что он описывал, и показал, что все сходится. У Балча таких сравнений 19. Только этого было бы достаточно для реабилитации Кука. Был американский сенатор Майлз Пойндекстер, который в том же 1914 году вносил в конгресс предложение признать Кука покорителем Северного полюса и Мак-Кинли. Но каждый раз, когда такие попытки совершались, оказывалось, что голоса за и против делились поровну. Дебаты вокруг Кука шли все время, но ничем не заканчивались.
– Почему? И почему вообще в споре Кука и Пири победа досталась последнему?
– У него были влиятельные друзья – в «Арктическом клубе Пири» состояли первые миллионеры Америки. А Кук был простым провинциальным врачом. Уверен, если бы он не пошел на полюс, куда 20 лет стремился Пири, никто бы его не тронул. В летописи бы так и осталось: первый человек на вершине Мак-Кинли – Фредерик Кук. Но он пошел, тем самым вступил в противодействие с миром богатых и влиятельных людей и обрек себя на множество унижений.
– Какой была жизнь Кука после полярной гонки?
– Сплошная трагедия. Они же пришли с полюса одновременно: Кук и Пири. Экспедиция Кука была годом раньше, но он крайне сложно возвращался и в итоге вместо 1908 года попал в Европу только в сентябре следующего. В Копенгагене, куда он приплыл сначала, его принимали, как у нас Гагарина в 1961 году. А через несколько дней пришла телеграмма от Пири такого содержания: «Вбил звезды и полосы в Северный полюс. Ошибки быть не может. Не принимайте версию Кука всерьез...» После этого Кука смешали с грязью – он был измотан экспедицией и последующей славой пополам с провокациями. За ним следили, одно время он даже опасался за свою жизнь и был вынужден инкогнито уехать из Штатов. Через год вернулся, вел неравную борьбу. Потом занялся поисками нефти в Техасе и преуспел, но в итоге оказался в тюрьме. На процессе ему припомнили и высоты, на которые он якобы не поднимался, и широты, которые он не проходил, – он получил бешеный срок в 14 лет и 7 месяцев. Это была трагедия великого человека, который все потерял. И свои книги я пишу ради его памяти, ради общей истины, ради его потомков, которые, возможно, вздохнут спокойно, ради тех людей, которые в наше время так же незаслуженно преследуются.