Ужесточение правил въезда в РФ: казнить нельзя помиловать
Специалисты в области миграции по-разному оценили запрет на въезд в РФ граждан стран СНГ без загранпаспорта и введение экзаменов для мигрантов.
Специалисты по-разному оценили запрет на въезд граждан стран СНГ без загранпаспорта и введение экзаменов для мигрантов.
С 1 января вступили в силу поправки в законодательство, ужесточающие правила въезда в Россию для иностранцев. Граждане стран СНГ (кроме стран Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана — и Киргизии) отныне смогут въехать в РФ только по загранпаспорту.
Часть изменений, внесенных в законодательство о мигрантах, будет способствовать росту коррупции, а не легализации иностранцев, приезжающих в Россию на работу, считают специалисты.
[:rsame:]
— Меня очень огорчает лицемерие миграционной политики России, — говорит председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова. — В Концепции государственной миграционной политики сказано, что мигранты жизненно необходимы России, что миграционная политика должна быть привлекательной. А у нас всё законодательство, особенно практика его применения, нацелена на то, чтобы отвадить мигрантов от России.
Лидия Графова участвовала в разработке Концепции как член правительственной комиссии. По ее словам, претворение в жизнь новых поправок в законодательство будет способствовать нарастанию напряженности в отношениях РФ с другими постсоветскими странами:
— Поскольку мы задумываемся о том, чтобы сохранить дружественные отношения с бывшими республиками СССР, надо честно сказать, собрать глав миграционных служб, допустим, какой-то устроить серьезный разговор, и попросить глав государств (может быть, путинское слово было бы важно): придержите своих молодых ребят, которые рвутся в Россию, мы не можем пока вас принять, пускай постараются пожить и поработать дома, сейчас нам не нужно так много приезжающих.
Мы этого не говорим. У нас по-прежнему открытые границы, — подчеркнула правозащитница.
По ее словам, новые нормы законодательства, которое начали действовать в этом году, создадут препятствия даже тем мигрантам, которые хотели бы легализоваться.
[:same:]
Графова считает, что внесение изменений в законодательство связано с экономическим кризисом, который будет сопровождаться ростом безработицы. В таких условиях российская экономика не будет нуждаться в массовом количестве мигрантов.
Директор Центра этнополитических исследований Института социологии РАН Владимир Мукомель между тем отмечает, что среди нововведений есть и положительные меры. Так, введение патента для работы у юридических лиц может значительно изменить ситуацию на рынке труда:
— Это мера совершенно верная и направленная на легализацию мигрантов, которым практически невозможно было получить разрешение на работу в малом и среднем бизнесе. Эта мера позволит легализировать часть мигрантов.
Социолог добавил, что в то же время получение патента будет сопровождаться дополнительными требованиями, включая заключение трудового договора. Это может создать препятствие для трудовых мигрантов, поскольку многие иностранцы и сами россияне работают без трудового договора. Раньше, когда было сложно получить разрешение на работу, мигранты получали патенты на работу у физических лиц, что позволяло легализовать пребывание в России, но не разрешало работать в бизнесе.
— Эта двойственная ситуация — когда «казнить нельзя помиловать» — была распространена повсеместно. В последнее время число патентов, позволяющих работать у физических лиц, было больше, чем количество разрешений на работу. Это означает одно: подавляющее большинство мигрантов пользовались этой лазейкой, — говорит Мукомель.
Введение же въезда в РФ по загранпаспортам из стран СНГ, по словам социолога, тоже стоит назвать двойственной мерой. С одной стороны, это решение позволит более четко отслеживать потоки трудовых мигрантов. Но с другой стороны, первое время количество въезжающих в страну иностранцев может сократиться по той причине, что необходимо время для того, чтобы получить загранпаспорт, которого у многих нет.
[:rsame:]
Между тем кроме поправок, ужесточающих правила въезда в Россию для граждан стран СНГ, с 1 января вступили в силу и другие поправки в законодательство, ограничивающие, в частности, трудовую миграцию. Отныне трудовые мигранты будут обязаны получить в течение 30 дней в России трудовой патент, для чего необходимо сдать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства и пройти медицинское обследование. В случае же выявления факта незаконного пребывания на территории России более девяти месяцев мигранту теперь грозит не только штраф и депортация, но и десятилетний запрет на въезд в РФ.
Эта часть новых правил будет просто создавать искусственные препятствия для трудовых мигрантов, опасается Лидия Графова:
— Они приезжают, надеются работать и законно пребывать в России, их толком не информируют, и они попадают в ловушку. Приехать и сходу за 30 дней пройти медицинское обследование (что, кстати, правильно — очень жаль, что до сих пор можно было получать патент на работу без медицинского освидетельствования), сдать экзамен по русскому языку, истории и законодательству осень сложно. Они невольно становятся нелегалами. Специально для того, чтобы преградить путь, расставлены эти «красные флажки».
По мнению Лидии Графовой, вопросы в экзамене необъективно трудные для иностранцев. Она предложила чиновникам самым сдать экзамен, чтобы удостовериться в уровне его сложности:
— Это нелогично и неправомерно, это не имеет никакого смысла — прогонять людей через экзамены, которые не могут сдать сами чиновники.
[:same:]
Такие условия получения патента вынудят многих мигрантов покупать сертификат, а работодатели получат еще одну возможность эксплуатировать их в качестве рабочей силы, говорит правозащитница.
— Невольно возникает подозрение, что это было сделано с умыслом, чтобы было две возможности у мигрантов: или же купить сертификат о том, что экзамен сдан — или же загнать его в нелегалы, потому что знать тонкости нашей истории никто из приехавших из аула гастарбайтеров не может, а загнать их в нелегалы выгодно тем, кто эксплуатирует их дешевый труд, — поясняет Графова. — Наше законодательство развивается не в интересах общества, экономики, не исходя из прав человека, а исключительно обслуживая интересы коррупции, потому что это выгодно всем, начиная от тех, кто будет продавать эти сертификаты, заканчивая работодателями и миграционными чиновниками.
Владимир Муккомель соглашается с мнением Лидии Графовой о бессмысленности подобных экзаменов:
— Экзамен на русский язык, знание культуры и традиций — меры достаточно одиозные и глупые. Они не направлены на легализацию. Они отражают господствующее в обществе ксенофобское настроение и имеют целью потрафить этим настроениям. То есть логика законодателя такова: мы что-то делаем, к легализации это никакого отношения не имеет. К коррупции — да.
Социолог напоминает, что большинство мигрантов приезжают работать, а не сдавать экзамены, тем более, что и сертификаты о сдаче экзаменов «прекрасно покупаются и продаются».
[:wsame:]