Хана рекордам?
Ученые считают, что спортсмены сегодня выступают на пределе возможностей и в скором времени новых мировых рекордов не будет. Всё, как говорится, приплыли… Так ли это?
Ученые считают, что спортсмены сегодня выступают на пределе возможностей и в скором времени новых мировых рекордов не будет. Всё, как говорится, приплыли… Так ли это?
Два любопытных события произошли недавно в мире спорта. В Монако князь Альбер наградил бегуна Дэвида Рудиша. 21‑летний кениец за одну неделю дважды обновил мировой рекорд на 800 м, продержавшийся до этого 13 лет. Примерно в то же время в Лондоне состоялась международная конференция, на которой учеными было заявлено, что, возможно, это последний в истории рекорд. Французский институт спорта, проанализировав все 3260 рекордов, установленных с 1896 года (когда в Греции возобновились Олимпийские игры) по 2008-й, тоже пришел к выводу, что рекорды иссякнут. Неужели к этому идет? Что думают по этому поводу российские эксперты?
Техника и технологии
– Взрыва рекордов в будущем ждать не приходится, – отчасти согласился с западными учеными наш эксперт, зампред медицинского комитета Российского футбольного союза Эдуард Безуглов. – Ухудшается экология, да и люди уже не такие выносливые. Однако есть кое-какие изобретения, которые помогут выдыхающимся спортсменам. Речь вовсе не про допинг!
Даже легендарный американский пловец Майкл Фелпс, после каждого титула которого нелишне поставить восклицательный знак, добивался потрясающих результатов не только за счет своих удивительных физических данных. Немалым подспорьем ему были спецкостюмы, которые при взаимодействии с водой давали минимальное трение. Майкл к тому же тщательно бреет тело, так что ни один волосок не мешает ему приплывать к финишу быстрее всех. В результате он в свои 25 лет единственный в истории спорта 14-кратный олимпийский чемпион, 23-кратный чемпион мира и обладатель многих рекордов.
– И в других видах спорта технические новинки помогают наращивать рекорды. Конькобежцы, к примеру, используют коньки с «отрывающимися» пятками, а лыжники – новые смазки. Да и мало ли что еще изобретут, – обнадежил нас Эдуард Николаевич.
Внутренние резервы и мотивация
Есть и более тонкие механизмы. Речь идет о психофизическом состоянии спортсмена.
– Будут ли устанавливать мировые рекорды в ближайшие 50 или 100 лет? Конечно! – заверила нас завлабораторией физкультуры и практической психологии ВНИИФК Ольга Тиунова. – У меня в жизни был такой случай: во время учебы в институте мы занимались легкой атлетикой. Сдавали прыжки в высоту. Поставили нам планку над высокими матами, мы размялись, стали прыгать по очереди, и… никто не взял высоту ни среди парней, ни среди девушек. Хотя знаем технику прыжка, подготовка нормальная. Преподаватель пытается что-то подсказать. Бесполезно! И вот при очередном разбеге смотрю я на эту планку – и мне ясно, что сейчас я смогу. И смогла! Самое интересное, после моей удачи и остальные стали прыгать. Просто все увидели, что взять эту высоту вполне реально! То же самое получается и с мировыми рекордами. Рубеж кажется недостижимым, а как только кто-то его возьмет, к нему подбираются и остальные.
Намедни в большой спорт вернулась великая Елена Исинбаева. Какую ей найти мотивацию, чтобы исполнилась ее мечта – обойти по количеству рекордов Сергея Бубку?
– Леночке надо влюбиться, – сказала нам ее подруга по команде, мировая рекордсменка и вице-президент Всероссийской федерации легкой атлетики Татьяна Лебедева. – Это даст ей колоссальные силы. Влюбиться и в то же время забыть о личной жизни. Такой парадокс. Полноценная семья, особенно рождение детей, по себе знаю, очень отвлекает от спорта.
А вот бегунья Светлана Мастеркова, два мировых рекорда которой не побиты до сих пор, считает иначе.
– Когда я побеждала, у меня не было никакой особой мотивации, – призналась нам она. – Никакой – ни материальной, ни любовной. Просто я находилась в потрясающей форме и могла тогда горы свернуть!
Новые правила и наноизмерения результатов
Есть и совсем неожиданные предложения: поменять правила и вычеркнуть из истории прежних рекордсменов!
– Да, это периодически обсуждают на самых высоких уровнях, – подтверждает Эдуард Безуглов. – В прыжках с шестом большую роль играет жесткость шеста. Ее периодически меняют, а заодно предлагают пересчитать и все прежние результаты. Конечно, если отменить все прежние достижения, новые, то есть те же самые, не заставят себя долго ждать…
Еще непонятно, что делать со спортсменами с необычными отклонениями от нормы.
– Иногда нашего лыжника Максима Вылегжанина не допускают к стартам, потому что у него гемоглобин зашкаливает за 175 г/л. А это не допинг, у него просто здоровье отменное, – говорит Эдуард Николаевич.
Но даже не прибегая к радикальным мерам, рекорды в спорте будут устанавливаться еще очень долго! Хотя бы за счет более точного измерения результатов. В век нанотехнологий ничего не стоит измерять время до наносекунд, а, скажем, дальность и высоту прыжков в нанометрах. И на наш с вами век рекордов хватит.