"Тоня против всех": фиаско Хардинг и триумф Марго Робби
Обозреватель Sobesednik.ru — о новых гранях таланта Марго Робби, открывшихся в фильме «Тоня против всех»
Обозреватель Sobesednik.ru — о новых гранях таланта Марго Робби, открывшихся в фильме «Тоня против всех».
Фигуристка-одиночница Тоня Хардинг — знаковая личность в истории мирового спорта. По иронии судьбы, таковой она стала вовсе не за виртуозно исполненный тройной аксель (а Тоня, к слову, стала второй женщиной в мире, кому удалось совладать с этим сложнейшим элементом), а за связанный с ее именем крупнейший медийный скандал (да такой, что лишь дело О. Джея Симпсона отвлекло назойливых папарацци от дома фигуристки), приведший к пожизненной дисквалификации из фигурного катания. Пожалуй, слишком уж печально-иронично смотреть подобное кино в современной России, не находите?
Скандал, кстати, разгорелся в середине девяностых, а спустя 28 лет на большие экраны выходит кинобиография Хардинг «Тоня против всех», трезво и насмешливо снятая далеко не самым известным режиссером Голливуда — Крэйгом Гиллеспи.
Жизнь
На дворе 1994 год, в Америке полным ходом идет подготовка к национальному чемпионату по фигурному катанию и последующим Олимпийским играм. После одной из тренировок некто разбивает колено фаворитке соревнований (а по совместительству любимице публики, красавице, пользующейся патронажем дизайнера Веры Вонг и американских таблоидов) Нэнси Керриган.
Не слишком деликатно спланировавшего нападение преступника быстро находят — им оказывается некто крайне непутевый по имени Шейн Стэн. Довольно быстро полиция выходит и на организатора нападения, коим стал Джефф Гиллоули — бывший муж другой фигуристки Тони Хардинг, прослывшей в прессе неотесанной деревенщиной, задирой и «не-такой-как-все-другие-девочки».
СМИ активно освещают скандал, организуется настоящая травля Хардинг: ее подозревают не только в осведомленности о планах мужа, но и в соучастии в нападении на соперницу. «Кто-то говорил, что своими глазами видел, как Тоня избила Нэнси», — сообщит нам с экрана усатый Себастьян Стэн.
Несмотря на поднявшуюся шумиху, МОК таки позволил Хардинг выступить на Олимпиаде, где та заняла лишь 8-е место, а ее подлечившая колено соперница получила серебро.
Дальше — мрачнее: пожизненная дисквалификация из спорта в связи с решением суда стала для Хардинг настоящим ударом. Пытаясь стать вновь интересной для публики, бывшая звезда фигурного катания уходит в женский бокс. Еще раз о Хардинг вспомнят лишь после публикации интимного видео, но об этом, как посчитали в Голливуде, зрителю напоминать уже необязательно.
Кино
Решение превратить историю талантливой и подающей большие надежды фигуристки в черную комедию, отснятую в жанре мокьюментари (псевдодокументального кино), было то ли сумасшедшим, пришедшим во сне или после солнечного удара, то ли вполне естественным. Ведь и вся жизнь спортсменки похожа на сборник рассказов Михаила Веллера с метанием ножей или других травмоопасных предметов. Так или иначе, решение это оказалось на удивление выигрышным.
При этом режиссер Крэйг Гиллеспи не сосредотачивается лишь на комедийном эффекте, уверенно стремясь вызывать у зрителя смех, сочувствие, возмущение и отвращение с помощью одного и того же кадра.
Кстати, тут напомню, что истинная роль Хардинг в нападении на Керриган так и не была выяснена, что режиссер изящно обыгрывает с помощью приема множественных точек зрения, где каждый участник событий рассказывает свою версию происходившего (привет Акире Куросаве и его «Расемону»).
История Хардинг в картине не зацикливается лишь на так называемом «происшествии» с Керриган, хотя на него зрителю намекают чуть ли не в первых 15 минутах ленты. Но ровно половина фильма обходится без значительных отсылок к криминальному будущему талантливой спортсменки. Поэтому приготовьтесь насладиться сценами из жизни Тони Хардинг во всех ее проявлениях: начиная с детства фигуристки, проведенного где-то на окраинах американского Юга за потрошением подстреленных отцом кроликов и тренировками на льду до посинения, завершая юностью, первой и, как это обычно бывает во всех известных биографиях, крайне тяжелой любовью все к тому же Джеффу Гиллоули; а у Хардинг она, как узнает зритель, сопровождается побоями и даже огнестрельным ранением.
И вся эта жизнеподобная, но гротескная вакханалия, больше напоминающая отснятую Гаем Ричи ленту о жизни криминальной прослойки где-нибудь в Сохо, сопровождается убойным хеви-металом, документальными вставками с соревнований и небольшими драматическими сценами, чаще всего посвященными непутевым отношениям Тони с деспотичной матерью.
Марго Робби
Красавица, пробравшаяся на Голливудские холмы, исполняя роль эффектной жены главного героя в скарсезовском «Волке с Уолл-стрит», до «Тони» так и не получала эмоционально сложных ролей. Кстати, Крэйг Гиллеспи для своего байопика о скандальной фигуристке позаимствовал у Скорсезе не только саму Робби, но и ряд хитрых приемов (надругательство над так называемой «четвертой стеной», где герои обращаются к зрителю с экрана, и пародийно-насмешливый стиль, то ли сочувствующий упустившей мечту Тоне, то ли иронизирующий над ней).
Справедливости ради отметим, что Марго Робби за прошедшие со времен «Волка с Уолл-стрит» пару лет все же успела засветиться в попсовой мелодраме о романе двух аферистов с некогда самым высокооплачиваемым актером Голливуда Уиллом Смитом, в провальном суперзлодейском кино «Отряд самоубийц», где стала для большинства поклонников главным бриллиантом ленты, а также мелькнула в роли обнаженной самой себя в оскороносной картине об американском ипотечном пузыре «Игра на понижение».
Теперь же Робби обладающая внешностью, которую с уверенностью можно назвать канонично голливудской, с легкостью влезла в безвкусные наряды, до неприличия взбитые парики, кислотные спортивные костюмы и вульгарный макияж, столь гротескно рисующие образ американской простушки начала 90-х. И — о чудо! — выйдя из трафарета глянцевой красотки, актриса сумела воплотить противоречивый образ талантливой, но грубой, до слез боящейся поражения, но матерящейся на судей, словом, совершенно не подходящей на роль чемпионки в столь изящном виде спорта Тони Хардинг.
Разумеется, удачное перевоплощение нельзя назвать достижением исключительно одной только Робби. Создаваемые на экране актерские дуэты Робби — Эллисон Дженни (мать Тони) и Робби — Себастьян Стэн (муж фигуристки) хоть и заставляют на секунду другую усомниться в правдоподобности карикатурных отношений между героями, тем не менее являются невероятно колоритными и самоценными в сюжетной канве трагикомедии.
Словом, глянцевая красавица Марго Робби «наиграла» на «Золотой глобус» и, кто знает, может заполучить еще и главного голливудского идола — «Оскар», церемония вручения которого наверняка вновь ошарашит общественность уже в марте наступившего года.