Маяковка осталась без худрука, Арцибашев ушел из театра
Сегодня должна была состояться пресс-конференция актеров Театра имени Маяковского, труппа хотела рассказать, почему восстала против худрука. Но Сергей Арцибашев, предваряя события, сам подписал заявление об уходе.
Сегодня должна была состояться пресс-конференция актеров Театра имени Маяковского.
Анонс гласил: Эксклюзив! «Скандал в Театре им. Маяковского» Что происходит сегодня? Почему труппа взбунтовалась и выступает против худрука Сергея Арцибашева? На все эти вопросы ответят народные артисты Михаил Филлипов , Игорь Костолевский, Евгения Симонова, Эммануил Виторган, заслуженные артисты Ольга Прокофьева, Роман Мадянов, Галина Беляева, а также Анна Ардова. Ожидаются артисты театра им. Маяковского, подписавшие письмо с просьбой Арцибашеву уйти с поста худрука театра.
Однако, это эксклюзивное мероприятие не состоялось. Причина - Сергей Николаевич сам подписал заявление об уходе с занимаемой должности.
Напомним предысторию конфликта. 22 января состоялся худсовета театра. На нем актерским коллективом были предъявлены претензии к руководству Маяковки. Далее Арцибашев хотел обсудить проблему всем коллективом театра. Но диалог не получился. А актеры обратились в вышестоящие организации. Чиновники решили изменить устав театра. А вскоре 137 человек подписали письмо к худруку и попросили его об отставке.
Сергей Арцибашев не смог противостоять такому напору коллектива и ушел из театра. Воевать в такой ситуации он посчитал не уместным. Общего языка с коллегами ему уже не найти, да и здоровье слабое. Год назад Арцибашеву была сделана операция на сердце, недавно он опять лежал в больнице. Уйдя из Маяковки, Сергей Николаевич не остался без работы. Он вернулся в «Театр на Покровке», которым руководил параллельно.
Письмо коллектива Маяковки.
Уважаемый Сергей Николаевич!
Убедительно просим Вас освободить должность художественного руководителя театра им. Маяковского, занимаемую Вами с 2002 г. В течение 8,5 лет совмещение Вами художественного и административного руководства в 2-х театрах – на Покровке и Маяковского – привело к крайнему ухудшению состояния дел в нашем театре.
За это время репертуар театра пополнился Вашими 12-ю постановками на основной сцене, из которых 3 спектакля: «Женитьба», «Мертвые души» и «Карамазовы», - по праву заслужили признание зрителей, критиков и являются визитной карточкой театра, хотя спектакль «Женитьба», как и последующие за ним «Ревизор» и «Три сестры» является переносом одноименных спектаклей образца соответственно 1996г., 1993г. и 1991г. из репертуара Театра на Покровке. Остальные 20 спектаклей были поставлены приглашенными режиссерами на сцене филиала, 9 из которых – премьерные, остальные 11 – дипломные работы или перенос уже готовых постановок из репертуаров других театров. Малая сцена театра практически простаивает.
После 2003 г. театр не участвовал ни в одном фестивале, после 2004 г. ни один спектакль театра не получил и не номинировался ни на одну театральную премию. За сезон 2009-10г. выпущено всего 3 спектакля, один из которых – перенос спектакля со сцены театра на Покровке, второй (из репертуара 1988 г.) восстановлен под другим названием, третий выпущен и впоследствии исключен из репертуара.
В сезоне 2010-11 г. выпущена только одна премьера («Дети портят отношения», постановка народного артиста С.Н. Стругачева). Спектакль очень популярен у зрителей, актеры вдохновлены новой работой, но и он – не более чем перенос спектакля «Крошка» режиссера И.П. Владимирова, выпущенного в театре Ленсовета в 1990г. (ставший впоследствии антрепризой).
С начала сезона по настоящее время мы, актеры и весь коллектив театра, не знаем Ваших творческих планов, в театре давно упразднена литературная часть и как результат этого отсутствует целостная художественная программа развития, которая должна, по существующей традиции, доводиться до всего коллектива художественным руководителем на сборе труппы, посвященному открытию театрального сезона. На открытии сезона 2010-11 г. о творческих планах театра Вы ничего не сообщили.
Осуществляемое Вами административное руководство театром в авторитарном стиле не выдерживает никакой критики. Штат Ваших заместителей, руководителей служб, административного и обслуживающего Вас персонала увеличился с 13 человек в начале Вашего руководства до 28 человек в настоящее время, это при том, что численность труппы не увеличивается (85-90 человек). Должность заместителя художественного руководителя занимает Ваш брат – Арцибашев В.Н. Назначая новых административных работников, Вы не представляете их коллективу театра, и нас удивляет количество новых незнакомых лиц в здании театра. При выдвижении работников на руководящие должности Вы следуете принципу родства или личной преданности, лояльности к Вам, а не принципу профессионализма и достижений в работе.
При этом по состоянию на сегодняшний день:
- масштабной, информативной, привлекательной рекламы театра в городе нет (за исключением последнего спектакля),
- спонсоров у театра нет.
- регулярная работа, освещающая деятельность театра в СМИ не ведется.
Одним из показателей эффективности управления руководителя является стабильная работа театра в его отсутствие. В нашем случае, сейчас, в Ваше отсутствие, деятельность театра дезорганизована: трудовые договоры актеров не продлеваются, коллективный договор не подписывается, репертуар согласовывается с большими задержками, перспективы гастрольной деятельности не определены. Ваши заместители боятся или не имеют возможности взять ответственность за принятие текущих решений на себя.
О состоянии здания нашего театра уже много сказано зрителями и написано критиками в качестве ремарок к рецензиям наших спектаклей. Обшарпанные стены, в зрительном зале - старые, приходящие в негодность неудобные кресла, трещины в потолке, угрожающие падением люстры. На полу сцены сплошные трещины и дыры, постоянная пыль. Устаревшее светотехническое и звуковое оснащение театра. Разорванный изнутри занавес. За кулисами – пол в гримерной, который нуждается в срочном ремонте, лестницы, на которых работники театра получают травмы, постоянные аварии канализации, антисанитария. В театре отсутствуют кондиционеры и система вентиляции. Все это, в целом, угрожает безопасности зрителей, посещающих театр, и условиям труда всех его работников. Во время недавней премьеры спектакля «Дети портят отношение» потекла крыша и на сцену капала вода. Несмотря на то, что в сентябре 2010 года мэром Москвы было подписано постановление о реконструкции театра и что театру исполняется через год 90 лет, никакой реконструкции, ни даже косметического ремонта и обновления материально-технической базы не было и не планируется. Вы объясняете подобную ситуацию отсутствием денег.
Моральный климат в коллективе нездоровый. Актеры среднего поколения уходят из театра, молодежь не видит своей перспективы, актеры старшего поколения внешне лояльны, боясь стать ненужными художественному руководителю, только за кулисами высказывают свое недовольство состоянием дел.
Творческие традиции, существовавшие в театре, с Вашим приходом стали забытыми, а новые не прививаются, кроме традиции ежегодного празднования Вашего дня рождения в Большом зале. Фактически было проигнорировано 90-летие со дня рождения А.А. Гончарова в январе 2008 г., не ведется подготовка ни к 10-летию со дня смерти Гончарова А.А., предстоящая в сентябре 2011 г., ни подготовка к празднованию 90-летия театра в 2012 г. Предполагаем, что и день рождения ныне здравствующего Почетного директора театра, Зайцева М.П., также будет организован более чем скромно. Музей театра с его уникальными экспонатами не поддерживается Вами в должном состоянии. Многие памятные стенды, рассказывающие об истории нашего театра, о его прошлых руководителях, артистах и работниках, были выброшены за ненадобностью или хранятся в ненадлежащем состоянии в ненадлежащих условиях.
В театре налицо творческий кризис, непрофессиональное административное руководство и нездоровый моральный климат.
Уважаемый Сергей Николаевич, мы надеемся на Ваше объективное понимание всего происходящего. Мы не ставим задачу дискредитировать Вас как режиссера или унизить как человека. Уверены, что, освободившись от художественного руководства нашим театром и обременительных административных обязанностей, Вы сможете вновь сконцентрироваться на творческой деятельности, руководя театром на Покровке и оставаясь режиссером в труппе нашего театра.
Мы хотим видеть на месте художественного руководителя талантливого, профессионального, порядочного, высококультурного человека, за которого не было бы стыдно, и который, сохраняя ценные традиции нашего театра, развивал его, совершенствуя и приближая к образу театра XXI века.
С уважением и пожеланиями крепкого здоровья, народные артисты РФ:
Симонова Е.П.
Филиппов М.И.
Костолевский И.М.