Трагедия звезды советского кино
Если бы не роковое стечение обстоятельств, то в эти дни мы бы отмечали 80-летие Евгения Урбанского. Талантливый, красивый, актер мог бы сыграть еще десятки ярких ролей в кино
Если бы не роковое стечение обстоятельств, то в эти дни мы бы отмечали 80-летие Евгения Урбанского. Талантливый, красивый, актер мог бы сыграть еще десятки ярких ролей в кино. Он остался в народной памяти Алексеем Губановым из фильма «Коммунист», Васей из «Баллады о солдате»… Ему было всего 33 года, когда он погиб.
Осенью 1965 года Евгению Урбанскому предложили главную роль в фильме «Директор». Ему предстояло воссоздать на экране основателя ЗИЛа Ивана Лихачева. Часть фильма, где действие происходило во время автопробега, предстояло снимать под Бухарой, в пустыне Каракумы. Жена актера Дзидра Ритенберг вспоминала, что приглашение на эту картину он принял без энтузиазма. До экспедиции оставались считаные дни. С приближением даты отъезда настроение у Евгения становилось все более мрачным. Дзидра – на шестом месяце, это первая беременность, ей 37 лет. Он сильно волновался за нее. В столь непростой период ему приходилось оставлять жену, ехать в экспедицию в Среднюю Азию. Позже супруга актера вспоминала: из-за гнетущего настроения Евгения возникало ощущение предстоящей беды. Накануне отъезда, вернувшись домой после репетиции, она застала мужа в жутком состоянии. Евгений лежал на диване, на его лице читался испуг и даже отчаяние. Фраза, которую он произнес, врезалась ей в память навсегда. Муж сказал, что за несколько минут до ее прихода испытал странное ощущение, будто умер. Дзидра принялась успокаивать его, даже уговаривала отказаться от роли. Но он и представить не мог, как это – подвести режиссера, коллег-актеров.
Дзидра и Евгений, казалось, были созданы друг для друга. Они даже были похожи внешне, как брат и сестра. Хотя, прежде чем их свела судьба, и он, и она пережили несколько бурных романов.
С Ольгой, первой своей любовью, Урбанский познакомился, когда еще и не помышлял стать актером. Сын репрессированного крупного партийного работника, а отец актера до Великой Отечественной войны работал вторым секретарем Компартии Казахстана, приехал в Москву из Инты, города в Коми АССР. Туда его выслали после лагеря под Воркутой и отправили работать на шахту, в забой. Евгений приехал в столицу поступать в автодорожный институт, а затем перевелся в горный. Олю, студентку пединститута, он увидел во дворе дома своего приятеля. Влюбился и решил добиться ее расположения во что бы то ни стало. Он дожидался ее полдня, а едва она вышла из подъезда, тут же ей сообщил, что никогда еще не встречал такой красивой девчонки. После чего начал читать стихи.
На следующее утро Женя опять караулил Ольгу у дверей. Евгений бросил горный институт и поступил в Школу-студию МХАТ. Они поженились против воли ее родителей. Евгений неистово ревновал жену, боялся ее потерять. А как он радовался, когда у них родилась дочка Аленка! Залез по водосточной трубе на третий этаж роддома, чтобы поцеловать любимую. Не спал ночами, стирал пеленки. А позже завел роман с актрисой Татьяной Лавровой, с которой вместе работал в Театре имени Станиславского. Но вскоре Татьяна порвала с Евгением – он часто заводил мимолетные романы.
Евгений Урбанский сильно переживал разрыв с Лавровой. Как раз в эти дни в Москве проходил Московский международный кинофестиваль. Вечер Евгений решил скоротать в теплой киношной компании. Сев за стол, увидел Дзидру Ритенберг. И не смог отвести глаз.
Дзидра была больна – врачи обнаружили у нее серьезные проблемы с сердцем, требовалась операция. Через три недели после их знакомства ее положили в больницу. Ритенберг не сразу ответила взаимностью Урбанскому: у нее был роман с Вячеславом Тихоновым, длившийся четыре года. Но Тихонов, узнав, что Урбанский навещает Ритенберг в больнице, порвал с ней. Едва Дзидру выписали, она вышла замуж за Урбанского. Но и во второй раз женившись, он не упускал случая завести интрижку на стороне. Дома то и дело раздавались звонки от его пассий, одна из них даже сообщила законной супруге, что имеет от Урбанского ребенка…
К своим 33 годам Урбанский успел достичь успеха, о котором многие лишь мечтали. Его, еще студента Школы-студии МХАТ, пригласили на главную роль в фильм «Коммунист». Эта кинолента завоевала главные призы на фестивале в Венеции.
Затем была главная роль в «Чистом небе». С этими фильмами он объехал полмира, получил звание заслуженного артиста РСФСР.
…В тот роковой день Урбанский не должен был сниматься. В автомобиле во время съемок гонок полагалось сидеть только каскадеру. Но Евгений убедил режиссера, что для полного раскрытия образа необходим крупный план как раз в этот ключевой момент. Автомобиль должен был «прыгать» с бархана. Первый дубль снять не удалось: сильно поднялась пыль.
Решили повторить, при этом под настил подложили побольше кирпичей, чтобы прыжок смотрелся эффектнее. «Газик» оторвался от трамплина, но затем вдруг ударился капотом о песок и перевернулся. Когда Урбанского вытащили из-под автомобиля, выяснилось, что у него переломаны все ребра и раздроблены шейные позвонки…
Как позже сокрушался Юрий Никулин, такой исход был возможен лишь в одном из тысячи случаев! Определенным образом совпали скорость движения, сила ветра, угол наклона трамплина, угол поворота, вес машины. Урбанский сидел рядом с водителем. Если бы он нагнул голову, то остался бы жив. Но, увы, его откинуло назад.
А в картине «Большая руда» Урбанский играл водителя Виктора Пронякина. В конце фильма его герой разбивается в грузовике, срываясь с крутизны угольного карьера. Похоже, эта роль стала для Урбанского пророческой.
Кстати
Умирать в кино у актеров считается плохой приметой. В «Коммунисте» его героя зверски убивали кулаки. А в «Неотправленном письме» на него падает дерево.
Елена Светлова