01.06.2012

Звезда советского кино Людмила Шагалова ослепла и умерла

Для нас она навсегда останется матушкой Бальзаминова. Хотя ею сыграны десятки замечательных ролей в кино. И одна из лучших – в знаменитой «Молодой гвардии»

Для нас она навсегда останется матушкой Бальзаминова. Хотя ею сыграны десятки замечательных ролей в кино. И одна из лучших – в знаменитой «Молодой гвардии». В ее жизни было две большие любви – кино и ее муж, знаменитый оператор Вячеслав Шумский. Она пережила супруга только на год. Без него свет для нее померк окончательно. Людмила Шагалова ушла на 89-м году жизни.

Она уходила тихо, в окружении детей и внуков. Не видела, а лишь ощущала – теплоту их заботливых рук, влажные щеки от слез… Последние десять лет мир для Людмилы Шагаловой был покрыт пеленой. Она почти на сто процентов потеряла зрение. Попытки лечить слепоту с помощью новых лазерных технологий ничего не дали. Но рядом был любимый муж – Вячеслав Шумский. Они прошли рука об руку через всю жизнь. Не копили денег, не гнались за благами и наградами. Просто работали. Вячеслав Михайлович снимал фильмы, которые стали легендой – «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо», «Три плюс два»…

– Лёля, нам не должно быть стыдно перед людьми за свою жизнь. Живем очень скромно, – говорил он жене.
Она, пользуясь положением мужа, его дружбой со многими знаменитыми режиссерами, могла бы не сходить с экрана. Но придерживалась других принципов.

– Я просто считаю, что этого делать нельзя, – говорила она. – И у него, и у меня совесть чиста. Блатной я никогда не была…

Семья – муж, дети – была  для нее главной ценностью в жизни. Ведь сама она выросла без родительской ласки.
…Лёля осталась сиротой в два с половиной года. Ее отец был военным, девочку воспитывала бабушка. В Москву семья переехала в 1928 году.

– Мы жили на Клязьме, – вспоминала актриса. – Там я пошла в школу. А года через два папе дали квартиру, мы переехали на Никитский бульвар, и папа куда-то поехал учиться. И вот тут меня начал преследовать кинематограф.

Пятиклассница Лёля подралась с одноклассницей. Та схватила ее за косу. Но и будущая актриса не осталась в долгу и тоже вцепилась в волосы обидчицы. В самый разгар разборки к девчонкам подошла незнакомая женщина и взяла Лёлю за руку.

– Я решила, что меня ведут к директору, и стала вырываться, – вспоминала Шагалова. – «Да не к директору, а на киностудию», – успокоила женщина. «На какую киностудию?» – удивилась я. – «Союздетфильм». И тут я закричала: «Нет! Я не могу, у меня сестра больна дифтеритом. Мне нельзя ни с кем общаться!»

К счастью, провести ту даму юной обманщице не удалось. Она записала телефон драчуньи, а потом ее пригласили к всемирно известному режиссеру Якову Александровичу Протазанову. Девчушка приглянулась ему. Она покорила его курносым носиком. За эту милую особенность внешности он прозвал ее Кнопкой. И хотя роли уже были распределены, предложил будущей артистке самой придумать себе образ.

– Он научил меня работать, быть сценаристом своей роли, – говорила Шагалова. – Ну что такое сказать четырнадцатилетней девочке: «Придумывай себе роль»?! Я и придумывала: «Яков Александрович, а я ведь могу и здесь появиться!» – «Ах ты, хитрая Кнопка, можешь!» 

Это было на съемках фильма «Семиклассники». И она заболела кино. Но хотела стать не актрисой, а режиссером. Пошла в Дом пионеров, записалась в кинокружок и поехала с группой снимать фильм «День в «Артеке». Получилась хроника в двух частях. Этот фильм даже показывали в кинотеатрах.

Она не успела окончить школу, как началась война. В эвакуации жила в Челябинске. Там ей, совсем еще девчонке, пришлось работать на заводе. Служила дежурным комендантом военизированной охраны. В 1943 году в Челябинск приехали Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Они рассказывали о кино, о съемках в «Маскараде». А через год они стали ее педагогами во ВГИКе.

Судьба привела ее в мастерскую Сергея Герасимова, он пригласил ее на роль Валерии Борц в «Молодую гвардию». За нее она получила Сталинскую премию. На всю съемочную группу выдали сто тысяч рублей. Девчонки купили себе по шубе… А ее отец в это время сидел в лагерях, работал на рудниках. Начальство, узнав, что дочь заключенного получила Сталинскую премию, перевело его на менее тяжелую работу.

– Я снялась более чем в 100 картинах, но матушка Бальзаминова стала моим «штирлицем», – как-то сказала Людмила Шагалова. – Я очень люблю эту картину и режиссера Константина Воинова, который ее снял.

И в самом деле в этой роли она была гениальна. Когда играла 75-летнюю матушку Бальзаминова, ей самой было 39 лет. А сыну ее по фильму, гениальному Георгию Вицину, – 47. По жизни «сын» оказался старше «матери». Но этого никто не заметил в картине. А ее знаменитая фраза «Миша, не думай! Хуже будет!» вошла в число крылатых…
Только за одну эту роль Шагаловой можно было бы дать все существующие на свете премии и звания.

Отметив 70-летний юбилей, Людмила Александровна рассталась с кино. Ей звонили, предлагали играть в сериалах. Но она отвечала отказом. Не ездила на юбилеи своих картин и отказывалась от участия в передачах. Не любила возвращаться в прошлое…

Мир померк для нее окончательно, когда в январе прошлого года умер ее муж Вячеслав Михайлович. Оставаться на земле без него для нее было невыносимо…

Елена Кораблева

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика