Вдову Вячеслава Тихонова бросили друзья

Пошел третий год, как умер знаменитый актер Вячеслав Тихонов. Все эти годы его вдова Тамара Тихонова отказывалась давать интервью. Но теперь согласилась, чтобы развеять все слухи, которые о ней ходили прежде.

Пошел третий год, как умер знаменитый актер Вячеслав Тихонов. Все эти годы его вдова Тамара Тихонова отказывалась давать интервью. Но теперь согласилась, чтобы развеять все слухи, которые о ней ходили прежде. К тому же она полагает, что про ее мужа, великого актера, теперь вспоминают незаслуженно редко.

На пороге трехкомнатной квартиры в районе Гоголевского бульвара нас встретила опрятная, еще не старая женщина. Тамара Ивановна приветливо улыбалась. Она предложила мне пройти в комнату и отправилась вслед за мной, опираясь на костыль. Тринадцать лет назад Тамара Ивановна сломала шейку бедра, с тех пор она инвалид.

– Именно поэтому я и при жизни Вячеслава Васильевича никуда не выходила, – объяснила она. – Ни на его семидесятилетии, ни на восьмидесятилетии меня не было. Из-за этого про меня ходили сплетни. Кто-то говорил, будто я спилась, кто-то – что наркоманка… Бог знает что говорили. На самом деле я просто не могу выйти из дома из-за тяжелой травмы ноги! Сейчас мне совсем одиноко. У меня порой нет другого собеседника, кроме портрета мужа, который висит в квартире. С ним и беседую. Поэтому когда вы спросили: «Как ваше здоровье?», я очень удивилась. Никто из бывших коллег мужа меня не спрашивал об этом, с тех пор как умер Вячеслав Васильевич. Никто ни разу не позвонил.

Оказывается, меня уже считают чуть ли не 80-летней бабушкой, а мне всего лишь шестьдесят семь лет. Некоторые даже думают, что я давно умерла.

В квартире, куда меня пригласила Тамара Ивановна, семья Тихоновых живет много лет. Здесь, по словам вдовы, и теперь всё, как при жизни мужа – аккуратно, но скромно. В коридоре огромное панно с изображением Вячеслава Тихонова – подарок поклонников, на кухне – засушенные розы – последний букет, который актер подарил жене. Никакой роскоши. Тихонов нередко появлялся в кабинетах начальников, чтобы что-то попросить, но не для себя, а для других. Сейчас, к сожалению, многие из тех, для кого Вячеслав Васильевич старался, об этом позабыли.

– Похороны мужа были организованы плохо, народу было не очень много, про коллег вообще молчу! – возмущается Тихонова. – Такое черствое, равнодушное отношение меня просто потрясает. Конечно, в период его расцвета люди поклонялись ему, звонили, мы даже уставали от этого внимания. Но в последние годы его жизни этого уже не было.

Он всегда помогал людям, в том числе и известным, которые сейчас добились многого. Перечислить всех невозможно! Но некоторые из них теперь говорят: «А я не помню, чтоб он мне помогал!» Зато я хорошо помню! Я уже не говорю об отношении ко мне… Вячеслав Васильевич мне говорил: «Тамара, что касается здоровья, лекарств, лечения, у тебя всегда все будет». Он считал, что меня не бросят, верил в доброе отношение, думал, что из уважения к нему меня тоже не забудут. А получилось, как теперь модно говорить, «кинули» старуху.

Тамара Ивановна показывает мне письмо, полученное ею из президентской поликлиники. В письме написано, что она не может там больше обслуживаться. А рядом лежит бумажка, где перечислены все диагнозы Тихоновой. Они не помещаются на один лист – астма,  сердечные заболевания и те, что связаны с травмой ноги…

– Мне очень нужна помощь, нужно хорошее медицинское обслуживание! – говорит Тихонова. – А мне вместо этого звонят из поликлиники и говорят: «У вас муж умер. Мы снимаем вас с учета!» А ведь есть указ, где написано, что после смерти Героя Социалистического Труда вдова имеет право на особое, внеочередное медицинское обслуживание. Я уж не говорю о том, что он народный артист СССР! Это неуважение к его памяти. Я все-таки не какая-нибудь поклонница, а женщина, которая прожила с ним в законном браке 42 года. А меня просто взяли и выкинули! Это касается не только меня. Это касается всех несчастных людей пенсионного возраста. А уж инвалидов – что там говорить! Если б у меня ходили ноги… Да я бы себя считала самым счастливым человеком.

Тамара Ивановна не скрывает: если бы муж не оставил небольшое наследство, то семье пришлось бы совсем туго. И ей, и дочери с внуками.

Тихонов получил для дочери трехкомнатную квартиру в хорошем районе, – говорит она. – Но Аня с мужем предпочитают жить на даче. Я живу только на свою пенсию, стараюсь не обременять дочь. Ведь у нее на руках два шестилетних сына, которые скоро пойдут в школу, а для этого столько всего нужно!

Она по профессии актриса, но сейчас не снимается. Не знаю, почему. Смотрю эти бесконечные сериалы, в них снимаются бездарные актрисы. А у Ани старое, советское воспитание, она не бегает по кастингам, не любит за себя просить. Однажды ей предложили роль, но там нужно было, чтобы актриса ложилась в гроб, Аня не захотела. Раз отказалась, два, ей перестали звонить. Сейчас ведь любят безотказных актрис, которые и в гроб лягут, и в постель, и куда угодно. Кстати, Вячеслав Васильевич часто смотрел телевизор, все время переключал каналы. Однажды я его спросила, зачем он это делает. И он ответил, что ищет талантливые молодые лица. Из всех он выделил тогда еще начинающего Максима Аверина и сказал: «У этого актера большое будущее!», так оно и получилось.

Сейчас о Тихонове если и показывают сюжеты, то только в связи с его отношениями с Нонной Мордюковой. На эту тему дают интервью и сестры Нонны, и ее невестки. Я не знаю, с чего бы это, – удивляется Тамара Ивановна. – Мне смешно, когда Мордюкову называют «единственной любовью Тихонова» и говорят, что мы с ней враждовали. Это не так. У нас были хорошие отношения. Когда она звонила и что-то передавала Вячеславу Васильевичу, я всегда выполняла ее просьбы. Правда, это не было что-то личное, а всегда касалось сына. Я ее никогда не оскорбляла, уважала как актрису.

Версия о том, что Тамара Ивановна не давала Вячеславу Тихонову общаться с сыном Володей (который родился в браке с Мордюковой и в 40-летнем возрасте погиб от наркотиков. – А. П.), появилась давно. Об этом даже писала в своих мемуарах сама Нонна Викторовна. Но Тамара Тихонова говорит, что это неправда.

– Господи, да Володя ночевал у меня вот на этом диване! – показывает она. – Конечно, он выпивал. Но вообще был хорошим, воспитанным парнем, если трезвый. Вячеслав Васильевич пытался повлиять на его образ жизни, он не раз говорил с сыном. Но что толку говорить, если тот уже увяз в этом? Это же болезнь! Если мать не занималась им в детстве, детство было кошмарное, вот он такой и вырос. Володя иногда приходил, просил денег, и я давала. Муж это не одобрял, говорил: «Он не на то их тратит, на что просит!» И о смерти Володи, как ни странно, я первая узнала и была вынуждена мужу об этом сообщить. И дальнейшая подготовка к похоронам проходила через меня, потому что он не хотел с Мордюковой общаться напрямую. Она попросила определенное количество денег, и мы передали деньги на похороны через нашего друга. И с похорон он уехал, не пошел на поминки. У нас были свои поминки, вот тут, в этой квартире.

Вообще, о совместных годах, прожитых с Вячеславом Васильевичем, Тамара Ивановна вспоминает с нежностью. Несмотря на то, что между ними была разница в возрасте шестнадцать лет, они хорошо понимали друг друга и семью создали очень быстро. Ради Тихонова Тамара Ивановна даже отказалась от жениха.

– Когда я вышла за Тихонова замуж, мне было 24 года, – рассказывает она. – Я москвичка, родилась на Арбате. Мы жили напротив Театра Вахтангова, в переулках рядом обитали многие известные артисты этого театра. Но мои родители – обычные служащие, которые когда-то приехали из деревни покорять Москву. Я окончила МГУ и пошла преподавать в школу, хотя по распределению меня направляли в Министерство внешней торговли. Просто я готовилась к выезду во Францию, у меня был жених-француз. Уже даже получили разрешение на брак. Встреча с Вячеславом Васильевичем нарушила эти планы. У нас очень быстро развивался роман, и я переехала к нему еще до свадьбы – никогда не страдала предрассудками. Через год родилась дочь Аня, но я еще много лет периодически работала переводчиком.

Удивительно, но Мишель, так звали жениха Тамары Ивановны, не обиделся на нее и до сих пор поддерживает отношения со своей сбежавшей невестой.

– Мишель еще несколько раз приезжал в Москву, мы с ним встречались, – говорит Тихонова. – И когда он узнал, что Тихонов умер, то через знакомых передал мне слова соболезнования. Кстати, у Мишеля тоже две внучки-близняшки, а у меня внуки-двойняшки – Слава и Гоша. И мы теперь мечтаем их познакомить.

Тамара Ивановна считает, что без ее мудрого отношения к фантастической славе Тихонова их брак долго бы не продержался.

– Я никогда не ревновала Вячеслава Васильевича, спокойно относилась к его поклонницам. Я знала, что он хочет семейного уюта. На съемки он всегда отправлялся без удовольствия. Со съемок часто звонил, спрашивал, как я, как дочка. И, когда они заканчивались, сразу же спешил домой. Он говорил: «Я уже прожил одну нехорошую семейную жизнь, и поэтому теперь для меня главное – дом, семья». Я не ревновала, а вот муж был очень ревнив. Правда, сейчас я эти моменты воспоминаю с юмором. Но одними воспоминаниями, к сожалению, не проживешь. Хотя я не могу сказать, что не хочу жить. Жить все равно хочется! Но придется это делать уже без моего любимого мужа.

Справка

Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в городе Павловский Посад в рабочей семье, получил профессию токаря, работал на заводе. Мечта стать актером привела его во ВГИК, где он и встретил первую жену – Нонну Мордюкову, с которой они прожили 13 лет.

Славу Тихонову принесли фильмы «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Война и мир», «Доживем до понедельника». В 1973 году актер снялся в фильме «Семнадцать мгновений весны» в роли разведчика Штирлица и стал знаменитым. Последнюю роль Тихонов сыграл в 2001-м в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

В 2002 году актер перенес инфаркт, а в последующие годы несколько раз ложился в больницу с различными заболеваниями. 4 декабря 2009 года Тихонов скончался, находясь в реанимации.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика