За наследством Людмилы Касаткиной идет жестокая охота

Людмила Ивановна Касаткина умерла на 87-м году жизни, вслед за мужем, которого пережила всего лишь на одиннадцать дней. Об их страданиях и об их счастливой любви нам рассказали сын этой замечательной пары Алексей и его жена

Это была одна из редких пар в российском кино – актриса Людмила Касаткина и ее муж режиссер Сергей Колосов. Они прожили долгую счастливую жизнь в кинематографе и в буквальном смысле не могли жить друг без друга. Людмила Ивановна умерла на 87-м году жизни, вслед за мужем, которого пережила всего лишь на одиннадцать дней. Об их страданиях и об их счастливой любви репортеру  рассказали сын этой замечательной пары Алексей и его жена.

Из-за февральских праздников похороны Людмилы Касаткиной пришлось отложить на несколько дней. Мне удалось поговорить с родными актрисы еще до прощания с ней. И вот я дома у сына Касаткиной – Алексея. Их почти враз осиротевшая семья в полном сборе – сын актрисы Алексей, его жена Светлана и их 11-летняя дочка Аня. Почти непрерывно раздаются звонки – коллеги и друзья выражают сочувствие. Пока Алексей говорит по телефону, невестка Людмилы Касаткиной приглашает меня на кухню. Мы разговариваем почти шепотом. Она рассказывает обо всем, что семье пришлось пережить за последнее время.

– Все началось 15 мая прошлого года, когда мы в ресторане отмечали 86-летие мамы (именно так Светлана называет свою свекровь. – Авт.). Сергею Николаевичу стало плохо, и его на скорой помощи увезли в ЦКБ. Тогда мы не знали, что он оттуда уже не выйдет, хотя его состояние давно вызывало тревогу. На его 90-летие все близкие и друзья приехали его поздравить. Были букеты от Карена Шахназарова, от коллег с «Мосфильма». Но многого он уже просто не понял, некоторых людей даже не узнал. А вот сына Алешу и внучку Аню до последнего узнавал. Младшую внучку он очень любил и до последних дней беспокоился о ней: «Она так быстро растет, она такая общительная, вы следите за ней!»

У Сергея Колосова были проблемы с сосудами, и в больнице его состояние ухудшалось день ото дня, иногда он целые недели проводил в забытьи. А в конце июня прошлого года в соседнюю палату поместили и супругу режиссера. Она уже не раз лежала в ЦКБ с бронхиальной астмой и другими заболеваниями. Актриса к тому же страдала страшным недугом – болезнью Альцгеймера. Память у нее стала просто пропадать, она могла не помнить, что с ней было пятнадцать минут назад. Последний спектакль актрисы в Театре Российской армии родственники вспоминают с ужасом.

– Это не поддается описанию! – говорит невестка актрисы. – Она плохо себя чувствовала, практически задыхалась. Мы привели ее в театр буквально на руках.

Ее гримерный столик был уставлен лекарствами – кислородом, ингаляторами, таблетками… Периодически Людмила Ивановна говорила: «Не буду играть!» Но все-таки вышла на сцену, где ей нужно было петь и танцевать!

Больная актриса, у которой уже давно установлен кардиостимулятор, отыграла свой последний спектакль до конца. И, о чудо, зарядившись любовью зрителей, она три дня чувствовала себя почти нормально. А потом снова попала в отделение пульмонологии ЦКБ с обострением бронхиальной астмы. Но теперь Людмила Ивановна почувствовала неладное и решила написать завещание.

– Она нам сказала: «Я уже понимаю, к чему дело идет. Не хочу, чтобы, как в случае с моей подругой Натальей Дуровой, были какие-то прения из-за наследства», – вспоминают Колосовы. – Мы, конечно, сначала отмахивались: «Что вы, мама, да бросьте, столько раз выкарабкивались и сейчас выкарабкаетесь!» Но она настоятельно попросила привести нотариуса. Она обозначила все четко: Алеша – ее единственный наследник. В жизни Людмилы Ивановны было столько приживалок и воровок, которые просто обворовывали ее! – вздыхает невестка актрисы. – Последняя домработница вынесла практически все золотые украшения. Людмила Ивановна это не сразу заметила. Милицию мы не стали вызывать, и эта женщина скрылась. Нужно было писать официальное заявление, но если б мы это сделали, имя Касаткиной в связи с этим стали бы трепать на каждом углу. Нам этого не хотелось…

К счастью, после этого случая семье удалось оты-скать другую, порядочную сиделку. Елена из Мурманска все эти месяцы мужественно ухаживала за престарелыми больными супругами. Она жила с ними в больнице, и это освобождало родственников от необходимости круглосуточно сидеть у постели больных.

– Это была большая помощь, учитывая тот факт, что у меня самой отец перенес инсульт, он не может ходить, а брат – инвалид второй группы, страдает ДЦП, да еще больная мать, – объясняет Светлана Колосова. – Да, мы не могли все время проводить в больнице, но нашлись люди, которые осудили нас за это.

И даже создали Общественный совет по спасению Людмилы Касаткиной! Я сейчас говорю об одной женщине и ее муже. Эту м олодую женщину Людмила Ивановна опекала, помогла ей стать актрисой. Та по доверенности получала за нее зарплату в театре. А в последние дни они с мужем очень активизировались, пытались всеми силами проникнуть в больницу к Касаткиной.

Зачем? Видимо, хотели что-то выпросить, а может, даже подписать какие-то бумаги. К счастью, они не успели этого сделать.
В последние дни Людмила Ивановна и Сергей Николаевич уже не могли видеться. Колосов находился в коме, но, видимо, душа его пребывала рядом с женой, потому что, к ужасу сиделки, актриса все время разговаривала с ним.

– Она чувствовала, что муж умирает, видела его, звала. Сиделка говорит: «У меня волосы дыбом вставали», – вспоминают родственники. – Людмила Ивановна тянула руки и говорила: «Сереженька, ну что ты вечно молчишь, ну ты можешь хоть что-то сказать? Что ты там шепчешь, ты же знаешь, я плохо слышу». Аж мурашки бежали по телу! Нам казалось, что она говорила в пустоту, а она будто видела мужа, и они общались.

Когда Сергей Николаевич умер, стало понятно, что Людмила Ивановна не в состоянии присутствовать на похоронах. Для нее решили организовать отдельное прощание. Но вопреки слухам, ее к гробу мужа не привозили в инвалидной коляске. Она дошла сама, перед этим сделала тщательный макияж, прическу и маникюр. Даже этот тяжелый час она встретила достойно и держалась мужественно – не билась в истерике.

– После прощания с Сергеем Николаевичем Людмила Ивановна находилась в тяжелом состоянии. Не знаем, осознавала ли она себя. Она часто разговаривала с умершим мужем, – говорит Светлана Колосова. – По словам сиделки, ее последними связными словами было тоже обращение к мужу: «Сереженька, сдвинь наши кровати, соедини их воедино». А потом наступило резкое ухудшение. Мы знали, что у нее еще и онкология, поэтому не ждали из больницы добрых вестей. Понимали, что это последние дни… А к врачам мы не имеем никаких претензий. Если бы последние полгода родители провели не в больнице, они бы умерли гораздо раньше.

…Алексей Колосов родился в большой любви. Шестьдесят лет Сергей Колосов и Людмила Касаткина прожили вместе!

– Между ними существовала особая духовная связь, постоянная необходимость друг в друге, – говорит сын актрисы. – Думаю, она и привела к тому, что мама после смерти отца так быстро ушла. Неправда, что папа много снимал ее в своих фильмах. Он строго подходил к отбору актеров. А мама была готова на все ради своих ролей – и прыгала с поезда беременная, и в клетку к тиграм входила, и доводила себя до истощения, ночевала в бараке, когда играла заключенную.

Их единственный сын Алексей родился в 1958 году. Его воспитывала бабушка по материнской линии, и благодаря этому Касаткина могла продолжать много сниматься.

– Когда мне было неполных 14 лет, я начал стремительно терять зрение, – вспоминает Алексей. – Мне сделали очень тяжелую нейрохирургическую операцию. После этого я был совершенно выбит из колеи. Слава Богу, не потерял зрение полностью. В этот период я начал увлекаться музыкой, потому что больше воспринимал мир слухом. Слушал западное радио, освоил гитару.

Правда, родители настояли на том, чтобы я получил серьезное образование, и сначала я закончил факультет журналистики МГУ. Но постепенно все равно пришел к музыке.

Когда сын женился, Касаткина и Колосов разменяли свою большую квартиру на две поменьше, в одном подъезде. Но, несмотря на рождение дочери Людмилы, первая семья Алексея распалась. Людмила Ивановна очень переживала, что он живет один. И сама подыскала ему супругу.

– Я работала вместе с Людмилой Ивановной, а она познакомила меня с Алексеем, – говорит Светлана Колосова. – Четыре года нам с Алешей понадобилось, чтобы понять: нам нужно жить вместе. Такой же долгий досвадебный период был и у Колосова с Касаткиной. Так что мы повторили их судьбу.

…Сейчас в семье сына Касаткиной стараются больше говорить не о последних тяжелых днях родителей, а вспоминать, как они были счастливы друг с другом. И в самом деле, это была удивительная пара…

Справка

Людмила Касаткина родилась в 1925 году. После окончания ГИТИСа в 1947 году ее приняли в Театр Красной армии, где она проработала всю жизнь. Первая известность к актрисе пришла после выхода фильмов «Укротительница тигров» и «Медовый месяц», где ее партнером был Павел Кадочников. Он трогательно ухаживал за Касаткиной, но она уже связала свою жизнь с Колосовым.

Сергей Колосов родился в 1921 году, прошел две войны. Среди известных его фильмов – «Укрощение строптивой», «Душечка», «Помни имя свое», «Мать Мария». Во всех снималась Людмила Касаткина. Всего же он снял ее в 11 фильмах.

Алексей Колосов родился в 1958 году. Окончил факультет журналистики МГУ, Училище им. Гнесиных. Он сочиняет музыку, занимается джазом, ведет свою программу на радио.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика