"Утонули всего двое, остальные – замерзли". Новые подробности трагедии на Сямозере

В трагедии на карельском озере и том, почему сигналов тревоги из лагеря не замечали долгие годы, разбирался Sobesednik.ru

Фото: Жертвами непогоды и безответственности стали 15 школьников // Кадр «России 24»

В трагедии на карельском озере и том, почему сигналов тревоги из лагеря не замечали долгие годы, разбирался Sobesednik.ru

Ушли в шторм

На Сямозере в Карелии утонула лодка с детьми, отдыхавшими в детском оздоровительном лагере. Жертвами непогоды и безответственности стали 15 школьников. На трех лодках находились 47 детей и четыре инструктора. Одна из лодок в какой-то момент перевернулась, из-за чего дети оказались в холодной воде. Пятнадцать из них погибли. Все они были не старше 14 лет.

По предварительным данным, крушение лодок с детьми произошло 18 июня примерно в 16:30. Одиннадцати детям удалось выбраться из воды, и они группами по три-четыре человека провели ночь на острове озера. Утром их подобрал сотрудник питомника в Кудаме после того, как о трагедии сообщила чудом спасшаяся девочка.

— Я был там 18-го где-то в 17 часов в районе между поселками Лахта и Кудама, — рассказывает местный житель Виталий Романчук. — Был очень сильный ветер, но если есть опыт, то, в принципе, можно идти. Они вышли с южного берега Сяргилахты, ветер тоже был с юга. Видимо, на середине озера они поняли, что дела плохи, и решили свернуть, хотя этого нельзя было делать: нужно было идти по ветру в Кудаму. Дети управляли детьми. В итоге — трагедия.

О том, что в этот день будет шторм, предупреждала МЧС, да только организаторов лагеря едва ли это волновало...

Инструкторы-практиканты

Детский санаторно-оздоровительный лагерь «Парк-Отель "Сямозеро"» принимал детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По крайней мере, именно по этой госпрограмме поехали в Карелии отдыхать погибшие.

— Пришла беда, откуда ждали... Вы знаете, что произошло с детьми? Утонуло всего двое, остальные — замерзли. Их никто даже не искал... Обнаружили, что дети не вернулись в лагерь, только тогда, когда девочка, которую чудом прибило к берегу, утром пришла в сосденюю деревню и оттуда позвонили в Москву, — рассказывает депутат Госдумы Ирина Петеляева. — С этим лагерем мы боролись аж с 2012 года, но все впустую. У них вечно были проблемы с документами, питание плохое, врачей тоже не было... Обо всех ужасах лагеря знает глава сельского поселения Эссойльское Андрей Ореханов — ему дети лично жаловались на лагерь, и у него даже сохранилась прошлогодняя sms-ка от девочки, которая просила о помощи, потому что они замерзают. Год назад я выступала с рассказом об этом кошмарном лагере в Заксобрании [Карелии], обращалась в государственные инстанции. Об ужасах «лагерной» жизни писала пресса... Тогда нам не удалось достучаться до ответственных руководителей — и я корю себя за это.

По словам Петеляевой, условия в лагере были ужасными, а за детьми совсем никто не смотрел. Ну разве что молодые инструкторы. Одним из таких инструкторов, которая должна была нести ответственность за отдыхающих детей, была 19-летняя студентка 3-го курса Петрозаводского педагогического колледжа Людмила Васильева. Она, как и остальные, проходила в этом лагере учебную практику. После трагедии Васильеву и еще одну студентку-практикантку Регину Иванову арестовали.

— Мы проходили практику в лагере под угрозами отчисления. Нам было сказано Натальей Шевелевой (преподавателем колледжа): «Если по каким-либо причинам вы уедете из лагеря, даже если это ЧП, я буду ставить вопрос о вашем отчислении», — рассказывает подруга Васильевой Ксения. — Наши девочки уехали в лагерь, не имея ни опыта, ни подготовки... Люда была впервые на воде, впервые она находилась так далеко от берега. И вместо того, чтобы после трагедии позвонить родителям, директор лагеря с трусостью обвинила ее и остальных студентов, не взяв на себя никакой ответственности за случившееся.

[:image:]

Кто должен ответить?

Помимо инструкторов, арестованы директор ООО «Парк-отель "Сямозеро"» Елена Решетова и ее заместитель Вадим Виноградов. Центральный аппарат СК РФ взял дело под личный контроль: «Отдых детей в Карелии был организован фирмой ООО "Парк-отель “Сямозеро” ", которое по результатам проведенного Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы тендера выиграло конкурс на проведение детского отдыха. Естественно, будет проверено, что это был за конкурс, по каким критериям отбиралась эта фирма, тщательного выяснения требует также персональный состав, который был привлечен фирмой для работы с детьми, уровень подготовки воспитателей и инструкторов», — заявил Владимир Маркин в распространенном пресс-службой заявлении.

В 2015 году ООО «Парк-отель "Сямозеро"» приняло участие в тендерах, организованных Департаментом соцзащиты населения Москвы. К этому времени на сайте компании появилась информация о том, что для детей в лагере проводится специальная приключенческая игра «Школа рейнджеров: остаться в живых». В документе говорится, что программа смены в лагере должна носить приключенческий характер и включать интерактивную игру «Приказано выжить».

В общей сложности ООО «Парк-отель "Сямозеро"» в 2015 году выиграло три контракта на общую сумму 43 млн руб., при этом во всех тендерах компании противостояла другая фирма — «КарелияОпен», аффилированная с бизнес-структурами той же Решетовой. По данным ЕГРЮЛ, у «КарелияОпен» другие владельцы, с которыми у Решетовой есть общий бизнес. При этом на сайте «КарелияОпен» размещается информация о «Парк-отеле "Сямозеро"», из которой следует, что это одна и та же фирма.

— Я боюсь, что Решетова снова выйдет сухой из воды, как бы это ужасно ни звучало в данной ситуации, — говорит Петеляева. — Я думаю, здесь помимо халатности есть еще и факт коррупции. Не удивлюсь, если их «прикрывает» Правительство Москвы. Дело в том, что раньше это был лагерь энергетиков «Карелэнерго», и понятно, что выкупить у них это имущество просто так сложно. Тем более что лагерь выиграл тендер у департамента Москвы на 43 млн рублей, и им эти деньги были перечислены, притом что одна путевка туда стоит всего 31 500 рублей. За эти деньги можно было бы в этом году отправить детей в Крым и в Ялту. Тем более что у нас сейчас финансируется госпрограмма для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Собянин мог бы отправить детей туда, где условия куда лучше, где не льют все лето дожди и где можно поесть фрукты.

Кроме того, по словам Петеляевой, при заключении контракта представители Правительства Москвы, а именно Департамента соцзащиты, должны были выехать в лагерь и проверить все документы, прежде чем отправлять детей. Но, судя по всему, этого сделано не было:

— Когда я в 2010 году приехала в лагерь, они мне не смогли показать ни одной бумаги, и я тогда отказалась вообще иметь с ними дело, — комментирует Петеляева. — У них должен быть паспорт лагеря, все акты приемки... Но они у них находятся почему-то в совершенно разных организациях. Вот сейчас мне выслали акты, есть акты СЭС от 3 [июня] с кучей замечаний, акты Минздрава — тоже с замечаниями... Как после этого можно было открыть лагерь? Я буду требовать, чтобы эту трагедию расследовали как следует — не только в Карелии, но и в Москве, — говорит депутат.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика