Путина слушают. Кто и как защищает разговоры президента РФ
На фоне скандала с прослушкой президентов Франции мы попытались разобраться, защищены ли от слежки российские политики
На фоне скандала с прослушкой президентов Франции мы попытались разобраться, защищены ли от слежки российские политики.
На прошлой неделе сайт Wikileaks выложил данные о прослушке Штатами телефонных переговоров сразу трех французских президентов. «Собеседник» попробовал выяснить: насколько защищены от посторонних ушей российские политики?
Говорит Медведев
О прослушке впервые заговорили задолго до Wikileaks – еще в 1970-х годах. Тогда обнаружилось, что ряд стран (включая Новую Зеландию, Францию, Австралию, США) занимаются электронным перехватом. Власти, конечно, поначалу все это отрицали, а ученых сажали в тюрьму за разглашение гостайны. Так появилось «дело «Эшелона».
– Вообще «Эшелон» и «Эшелон-2» – это американские спутники, которые предназначены для перехвата, записи информации и т.д. Соответственно когда человек говорит по мобильному телефону с незащищенной связью, то его могут прослушивать: раз сигнал проходит, значит, есть приемник и есть передатчик. Конечно, есть еще и цифровое кодирование, но фирма-разработчик имеет все коды, чтобы кодировать и декодировать эту информацию. Понятное дело, основная масса производителей подобного оборудования – это США. Уверен, они до сих пор прослушивают не только французских политиков, – рассказал «Собеседнику» один из сотрудников спецслужб, связанный с охраной российского президента.
[:image:]
Эксперты уверяют: современные мобильники оснащены специальным микрофоном, который может работать не только во время телефонного разговора, но даже когда телефон выключен. Более того, для прослушки были придуманы и другие примочки:
– Раньше, когда идешь на встречу с человеком, например с агентом, и хочешь, чтобы секретная информация не была доступна третьим лицам, можно было просто вытащить аккумулятор мобильника, но сейчас мобильники оснащены аж двумя батареями. Если вы замечали – когда выключаете телефон, а затем снова включаете, время и дата не сбиваются. Дело в том, что сейчас встраивают еще и микробатарейку, которая позволяет слушать вас на протяжении часа, даже если телефон выключен. Также спецслужбы могут узнать и о вашем местоположении, – рассказал бывший оперативник Александр Тюлин.
[:wsame:]
Учитывая, что премьер-министр Дмитрий Медведев практически не расстается с айфоном, их Белый дом наверняка всегда в курсе, что творится в нашем.
При таком простом способе прослушки, кажется, никакое другое специальное оборудование и не нужно. А ведь погоня за тайнами государственных дворцов и первых лиц все равно не ограничивается лишь мобильной связью – есть и другие (хоть и менее эффективные) способы.
– Вы когда-нибудь замечали, что некоторые окна в правительственных зданиях – с рифленым стеклом? Дело в том, что благодаря этому стеклу невозможно узнать (даже с помощью специального оборудования с инфракрасным лучом), о чем говорят внутри помещения. А между прочим, этот самый луч может работать на расстоянии до двухсот метров, – прокомментировал Александр.
[:image:]
Путин на спецсвязи
Кремлевские телефоны прослушивались американской разведкой еще во времена СССР, когда у первых лиц страны появились радиотелефоны. Тогда с помощью обычного сканера сотрудники Агентства нацбезопасности США (АНБ), работавшие в американском посольстве, внимательно слушали переговоры, которые вели Леонид Брежнев, Николай Подгорный из своих автомобилей. Так же как и наша разведка слушала британских и американских дипломатов...
[:wsame:]
Сегодня о безопасности переговоров президента Владимира Путина заботятся более тщательно. Тем более что ему, бывшему сотруднику КГБ, который не раз заявлял, что не пользуется мобильным телефоном, методы шпионажа известны не понаслышке, а значит, он знает, как им противостоять.
Один из кремлевских охранников пояснил «Собеседнику», что безопасность связи российского правительства (как и других стран) обеспечивается по специально защищенным каналам.
Конечно, существуют и частные компании, которые разрабатывают шифровальную технику, защищающую от прослушки. Так, например, фирма «Анкорт» поставляет технику не только компаниям, но и правительствам разных стран. По словам президента фирмы Анатолия Клепова, его продукцию покупают даже во Франции. Правда, сетует он, намекая на разгорающийся французский скандал, не все в Елисейском дворце приобрели такие гаджеты.
[:image:]
В свое время «Анкорт» создал специальную информационную систему для обеспечения зарубежных визитов Михаила Горбачева. Для Бориса Ельцина они разработали защищенную электронную медицинскую карту. Работали и по заказам МВД и ВДВ... Что касается нынешнего руководства России, Клепов уверен – Путин плохо заботится о госбезопасности:
– Конечно, есть каналы спецсвязи, но этого недостаточно. Надо, чтобы была защищена персональная информация госслужащих, врачей президента и т.д. Но этого наше руководство, по-моему, не понимает. У тех же сотрудников ФСО – обычные мобильные телефоны, а значит, их и прослушать нетрудно.
[:wsame:]
В общем, если верить экспертам, картина вырисовывается удручающая: чем бы мы ни пользовались, будь то мобильный телефон или электронная почта, каждый из нас (а политики особенно) может попасть под контроль спецслужб – как своих, так и чужих.
/Справка
Как работает «чудо техники»
Анатолий Клепов приоткрыл некоторые тайны и показал «Собеседнику», как работают современные устройства, обеспечивающие конфиденциальность информации.
– Наша компания создала устройство, которое специально подключается к вашему мобильнику и работает по принципу блютуса. Т.е., когда вам надо поговорить конфиденциально, вы подключаете устройство и можете говорить прямо по нему, а ваш мобильник будет служить коммутатором. Гаджет шифрует голосовые данные, отправляет их на станцию, а оттуда – в том же зашифрованном виде – они отправляются к абоненту, с которым вы разговариваете. Такой разговор никто не перехватит, – уверяет Клепов.
Почему благодаря устройству разговор останется засекреченным – тайна разработчиков. Правда, в такой на первый взгляд надежной системе есть два минуса: стоимость аппарата, которая превышает 2 тыс. $, и тот факт, что надежность разговора может обеспечиваться только при наличии устройства у обоих абонентов.
[:wsame:]