Страсти по "Магнитке": миллионы Рашникова и копейки рабочих
«Собеседник» выяснил, как заработал свое состояние владелец Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников
«Собеседник» выяснил, как заработал свое состояние владелец Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников.
Виктория Виктора
Рашников верен себе. Его новое судно называется так же, как прежнее – Ocean Victory. Только если прежняя яхта была длиной всего в унылые 75,75 метра и по этому параметру находилась на 99-м месте в мире, то нынешняя «Океанская победа» с ее 140 метрами – уже на почетной девятой позиции. Мало того, среди спущенных в прошлом году на воду яхт она была самая крупная в мире. И как считается, самая дорогая.
Семь палуб, шесть бассейнов, вертолетная площадка и спа… Стоимость Ocean Victory засекречена, но 139-метровая яхта Al Salamah, бросившая якорь на десятой строчке в списке самых дорогих, обошлась королевской семье Саудовской Аравии в 200 млн у.е.
Жители Черногории уверяют, что часто видят судно Рашникова именно у своих берегов. Ходят слухи, что в свободное от морских прогулок время он обитает в Швейцарии. Еще у него есть шикарный особняк в рублевском поселке «Риита» (кадастровая стоимость его почти 3 га земли – около 150 млн рублей), а у его младшей дочери Ольги, которую он ввел в руководство Магнитогорского металлургического комбината, – 500-метровая квартира в одном из самых престижных домов Москвы, в Гранатном переулке. Вот только на самой уральской Магнитке олигарха видят значительно реже. А ведь именно благодаря Магнитке у Виктора Рашникова и нашлись 3,5 млрд $ (таково его состояние по версии «Форбс») – не только на Ocean Victory, но и на прочую красивую жизнь.
[:wsame:]
Вышел из народа
Когда-то Виктор Рашников и сам начинал на Магнитке простым работягой – в 1967 году, в 19 лет, пришел в цех ремонта металлургического оборудования обычным слесарем. А спустя 30 лет стал уже гендиректором всего комбината. Американская мечта, только с уральским акцентом.
– Хоть он и начинал с низов, но власть и деньги людей портят, – рассказал «Собеседнику» Андрей Романов, который несколько лет назад создал на предприятии независимый профсоюз «Защита». – Чтобы он снизошел до общения лично с простым рабочим – я никогда не видел и от друзей об этом не слышал: подведомственная ему охрана расчищает дорогу «за километр». Чаще бывает на комбинате по приезде высоких делегаций. Город экологически загрязнен, один из первых в стране по росту онкологических заболеваний. Поэтому Рашников и его семья здесь не живут.
Теперь не живет и Романов: этой весной Андрей получил статус политического беженца в Финляндии. Четыре года назад защита прав рабочих вылилась для создателя «Защиты» в первое уголовное дело «за экстремизм» – тогда на допрос вызывали даже его шестилетнюю дочь. В прошлом году из-за угрозы ареста Романов с семьей уехал из России, но продолжает следить за ситуацией в Магнитогорске:
– Там один рабочий работает чуть ли не за пятерых при уменьшенной зарплате. Нормы труда не выдерживают критики, безопасности нет: все травмы на производстве оформляют как бытовые, кого-то запугивают, кого-то увольняют задним числом. Травм, увечий много. Но статистику подчищают до нуля. Проговорился – навсегда получил волчий билет. А предприятие-то одно на весь город: Магнитогорск уже давно под Магниткой ходит. Мэры, депутаты – то ли бывшие работники комбината, то ли настоящие. Мало того, губернатор Челябинской области Дубровский – человек Рашникова, до этого занимал должность в среде топ-менеджеров комбината.
[:image:]
Хозяин Магнитки
– Большинство жителей Магнитогорска знают, как Рашников заработал свое состояние, – продолжает Романов. – Многие миноритарии, «потерявшие» свои ценные бумаги, от него пострадали. У них есть доказательная база, все подтверждено, только суды тянут время, и ветераны уже более десяти лет борются за возврат своих украденных акций. Разогнать их – да. Уголовные дела возбудить – пожалуйста. Усилить давление на родственников – легко. Договориться, понять, исправить, извиниться – никогда.
– Угрожают, стекла бьют, машину и дверь краской мажут, звонят по ночам, – перечисляет напасти Валентина Давыдова, которая также лишилась акций комбината. – Многие не выдерживают и прекращают бороться, а некоторые уезжают. В итоге свои права сейчас готовы отстаивать всего 12 человек из, по-моему, 9 тысяч обманутых акционеров.
[:wsame:]
Сама Валентина Романовна продолжает твердить о том, что ее акции у нее именно украли в начале 2000-х:
– Один год не было дивидендов, другой, а когда я пришла узнать, почему, мне ответили, что мои акции проданы находящейся в здании заводоуправления фирме «Меком» якобы с моего согласия. А после этого вместо «Мекома» владельцем комбината стал Рашников. Очень долго я требовала показать договор купли-продажи, пока мне не сказали, что его, оказывается, почему-то уже уничтожили. С большим трудом я достала передаточный акт, якобы подписанный мной, провела три независимые экспертизы, включая международную, которые показали, что подпись на акте подделана, но следствие ничего не хочет делать. В начале июня был очередной суд, который вынес представление о бездействии в адрес прокуратуры и МВД, только, думаю, вряд ли органы захотят помочь вернуть украденное. Как мне лично сказали в ОБЭП: «Вы даже не знаете, с кем связались. На самом деле ваши акции – у Путина».
Все, абсолютно все в России можно списать на Путина. Что называется, приплыли.
/Ответная реакция
На самом Магнитогорском меткомбинате критику в свой адрес «Собеседнику» назвали «не соответствующей действительности»: «В 1997 году под руководством В. Ф. Рашникова на ММК был взят курс на реализацию программ технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства. Сегодня ММК по всем основным параметрам ни в чем не уступает передовым мировым металлургическим компаниям.
Среднемесячная заработная плата работников ОАО «ММК» по итогам прошлого года составила 47.190 рублей. В текущем году планируется повышение тарифных ставок и окладов для оплаты труда работников предприятий, входящих в Группу ОАО «ММК». Производственная программа не подразумевает сокращения штата.
Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 1989 годом (когда объемы производства были сопоставимы с текущими) сократились почти в 4 раза. В 2014 году затраты на реализацию Экологической программы Группы ОАО «ММК» составили свыше 1,67 млрд рублей. На реализацию социально значимых программ ММК было направлено более полутора миллиардов.
Никаких противозаконных действий с ценными бумагами ОАО «ММК» не производилось, что подтверждено вступившими в законную силу решениями суда. В настоящее время 87,26% акций ОАО «ММК» контролирует В. Ф. Рашников, остальные акции находятся в свободном обращении на Лондонской и Московской фондовых биржах».
[:wsame:]
/Кстати
С сайта, который в режиме онлайн отражает местоположение всех морских судов, Ocean Victory Виктора Рашникова отследить в последнее время невозможно. Вероятно, она где-то находится на таком скрытом приколе, что у нее отключено навигационное оборудование. Зато «Собеседник» выяснил, где на прошлой неделе болтались морские посудины других российских толстосумов.
Яхта Абрамовича, например, вторая по величине в мире, бросила якорь у Бергена – столицы норвежских фьордов. А его приятель Евгений Швидлер пришвартовался у испанской Таррагоны. Шефлер и Мамут плескались у Ла-Сиота на Лазурном Берегу. Неподалеку от них, у мыса Антиб, плавала яхта Усманова, а в Монте-Карло – депутата Скоча. Хлопонину и Галчеву пришлась по вкусу Греция, а судно Керимова вошло в реку Везер, дойдя до германского Бремена…
Но ни одной мегаяхты российских олигархов у берегов собственно России, в которой они заработали на эти яхты деньги, «Собеседник» так и не обнаружил.
[:wsame:]