В огне не горит: что стало с уникальной Готской библиотекой
«Собеседник» разобрался в истории легендарного антиквариата – Готской библиотеки – и его судьбе после пожара в ИНИОН РАН
«Собеседник» разобрался в истории легендарного антиквариата – Готской библиотеки – и его судьбе после пожара в ИНИОН РАН.
[:rsame:]
В сильно пострадавшей в феврале от пожара библиотеке ИНИОН РАН хранилась и часть книг из Готской библиотеки – собрания с уникальной судьбой, вокруг которого до сих пор много легенд.
Немного истории
Замковая библиотека Готы, древней столицы тюрингских ландграфов, была одной из самых богатых в Германии. Начало ей положил в XVII веке Фридрих I, герцог Саксен-Гота-Альтенбургский, купив принадлежавшее одному немецкому богослову роскошное собрание книг. Особую ценность представляли книги по истории, археологии, нумизматике на различных языках. Среди раритетов Готского собрания было 3000 палеотипов (книг первой половины ХVI в.), 900 инкунабул (книг XV в.). В библиотеке были книги с автографами Мартина Лютера, первое издание речей Цицерона (1465), издание трудов Аристотеля (1493), Авиценны (1486)...
Возмещение убытков
Во время войны колоссальные потери немцы нанесли нашим памятникам культуры, в том числе библиотекам. Естественно, после войны встал вопрос о возмещении утрат за счет культурных ценностей Германии. На территорию побежденного рейха выехала группа советских специалистов – искусствоведов, музейщиков, библиотекарей. Они определяли целесообразность и возможность перемещения тех или иных немецких коллекций на территорию СССР.
Главным образом вывозилась собственность нацистских преступников – она подлежала безоговорочной конфискации. Еще изымались спрятанные в шахтах и подготовленные гитлеровцами к уничтожению ценности. Так, скажем, попала в СССР коллекция Дрезденской галереи... А вот прежде, чем принять решение о вывозе Готского собрания, провели целое следствие.
[:image:]
Военное следствие
Это был единственный раз, когда к делу возмещения наших утрат были привлечены следователи. Долгие годы сведения об этой истории были засекречены.
– Осенью 1945-го в Германию был направлен известный библиограф Григорий Кричевский, – рассказывает профессор Александр Мазурицкий. – Именно он занимался вывозом Готской библиотеки. Сейчас он уже умер, но в 1979 году мне удалось подробно расспросить Григория Григорьевича об этом. Дело было так. В декабре 1945-го
Главное управление трофейного вооружения Красной армии дало разрешение на демонтаж библиотеки (это миф, что все вывозилось как бог на душу положит).
[:rsame:]
Но уже 9 февраля поступил приказ от начальника Управления Советской военной администрации (УСВА) земли Тюрингия генерала Колесниченко приостановить работы: власти Тюрингии потребовали не трогать библиотеку, так как с 1928 года она принадлежит Готе и не является собственностью герцога Саксен-Кобург-Готского.
Вот тогда-то и было проведено следствие. Выяснили: герцог действительно передал собрание в дар городу. Но бумаги оформил таким образом, что его семья имела право распоряжаться библиотекой. И активно этим пользовалась. Так, супруга герцога переправила часть наиболее ценных книг в американскую зону оккупации, обеспечив себе безбедную послевоенную жизнь. Кроме того, сам герцог был полковником СС (американцы его арестовали и судили). Это решило вопрос: собственность нацистских преступников подлежала конфискации.
Что вывезли
– Кричевский вспоминал, – продолжает Мазурицкий, – что вывезли не всё: 36 тысяч книг, имеющих отношение к истории Тюрингии и Готы, советские власти передали администрации города. А к отправке в СССР было подготовлено 2972 ящика.
[:image:]
...Книги из Готы так и пролежали в этих ящиках 10 лет. А потом Никита Хрущев решил сделать щедрый подарок и в 1956-м предал ГДР некоторые ценности – около 1,5 млн единиц хранения: картины из Дрезденской галереи, Пергамский алтарь, Египетскую коллекцию и Готскую библиотеку – свыше 300 тыс. томов книг, рукописей и инкунабул.
– Жаль, что за 10 лет никто не удосужился просмотреть содержимое этих ящиков, – вздыхает Мазурицкий. – А стоило. В одном из них находилась «Азбука» Ивана Федорова, напечатанная в Остроге в 1578 году. В нашей стране этого издания нет.
[:rsame:]
Штабельное хранение
Книги из Готы в СССР были распределены так: большая часть хранилась в Ленинграде в Библиотеке АН СССР (БАН), небольшая часть поступила в Фундаментальную библиотеку общественных наук в Москве (ФБОН). Именно эти книги и были возвращены в 1956-м.
Но потом оказалось, что в Москве часть фонда в 1955-м, когда решался вопрос о передаче, была недоступна, так как находилась в штабельном хранении (это когда книги лежат сплошными рядами – от пола до потолка, – полностью занимая все помещение). Неудивительно: ФБОН ютилась в тяжелых условиях, в ее основных хранилищах было порядка 3 млн книг и еще несколько миллионов находилось в 11 подвалах в разных районах столицы.
– В 1948-м президиум АН СССР принял решение передать под поступающие из Германии книги подмосковную церковь в Узком, – рассказывал мне в 1993-м академик Владимир Виноградов, в то время директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН). – Причем одновременно было дано указание ее капитально отремонтировать внутри, установить отопление, освещение, стеллажи… И только после этого разместить там книги. Это решение не было выполнено ни в одном пункте. И когда из Германии стали обвально поступать книги, их попросту разместили в церкви в штабелях.
[:image:]
Разместили и забыли. Штабеля начали разбирать только в конце 1970-х, когда для ИНИОНа (преемник ФБОН) построили новое здание. Первая находка случилась в 1977-м, тогда при разборе фондов на Новой площади обнаружили издания с печатями Готской библиотеки. А в 1991–1992 годах – новое открытие: в Узком выявили еще книги, журналы и газеты из Готы (а не инкунабулы, как об этом слагали мифы).
[:rsame:]
Баталии 90-х
В то время в обществе бушевали «реституционные страсти» – немцы требовали все вывезенное советскими властями, обещая взамен вернуть украденные гитлеровцами наши ценности. И тут же присылали официальные заверения – ваших ценностей у нас не обнаружено, а вы все же верните нам... Многие тогда в России считали – вернуть надо. Один из аргументов «за» – без малого полвека прошло, а ни один читатель не обратился ни за одним изданием из Готы. Значит, они никому в России не нужны.
– Мы специально не вливали находки в фонд, так как с самого начала поставили вопрос о целесообразности воссоединения Готской библиотеки, – объяснил мне тогда Виноградов. – Если бы мы включили эти книги в фонд, мы бы потом их никогда не смогли отдать.
Академик и правда все пытался «додать» собрание немцам. Те обещали взамен типографию за 1 млн марок «под ключ», средства на оцифровку собрания ИНИОНа... Библиотека затеяла бюрократическую процедуру возвращения. Получилось забавно – в ответ на хлопоты Виноградова пришло решение комиссии по культуре ВС РФ (в целом положительное – передать!), но с замечанием: «Комиссия обращает внимание на... отсутствие официальных заявлений органов государственной власти Германии, а также на отсутствие научной работы по выявлению книг, имеющих значение для российской науки».
[:image:]
Закончилось все это скандалом. Книги были уже упакованы и ждали отправки в Германию – так и не описанные, не оцифрованные... Но тут возмутились ученые. Около ста видных историков подписали гневное открытое письмо Ельцину. И тот уехал в Германию, оставив книги из Готы в ИНИОНе, в ящиках...
[:rsame:]
В ожидании судьбы
Пожар, к счастью, не погубил многострадальное собрание.
– Мы просушили фонд Готской библиотеки за несколько дней, – рассказал мне зам. директора ИНИОНа Виктор Глухов. – Потом пригласили экспертов с аппаратурой, которые померили влажность книг. Они заключили, что с книгами все в порядке, нет никаких повреждений.
– Но если к восстановительным работам отнести обработку от сажи, – добавляет зав. отделом научных фондов ИНИОНа Татьяна Решетник, – то чистка все же требуется: книги стояли на полках, а сажа легла сверху.
До трагического пожара книги из Готы, конечно, давно были не в ящиках. Читатели могли их заказать, перечень изданий был в электронном каталоге... Но эти книги по-прежнему «на старте» – в ИНИОНе все еще ожидают решения их судьбы и на баланс не ставят.
/досье
Хранящаяся в ИНИОНе часть Готского собрания – 5815 изданий. Одно из самых ценных – Библия Мартина Лютера. Антиквариата – 1429 единиц (старопечатные книги XVI–XVIII вв., 862 книги XIX–XX вв.). В списке восемь отделов: биографии, генеалогия, математика, история и естественная история, геральдика, нумизматика, философия, политика и теология. Еще выделены сборники древних диссертаций.
[:wsame:]
[:wsame:]