26.10.2012

В чем корни цинизма врачей?

Верно ли мнение о том, что в медицине работают циники, которых не особенно трогают проблемы и боль пациентов?

Работая врачом, порой сталкиваешься с неоднозначными ситуациями. Причем иногда являешься непосредственным участником настоящей комедии или драмы (впрочем, в моей специальности непонятно порой, чего чаще). Я иногда думаю: верно ли мнение о том, что в медицине работают циники, которых не особенно трогают проблемы и боль пациентов?

Считается, что цинизм в большей степени присущ врачам хирургических специальностей. Но как же тогда лечить больного, а не болезнь, как призывал Ибн Сина? Так что нелишним будет иной раз заняться психоанализом и попробовать понять, почему люди идут «во врачи» и почему настоящий врач вряд ли уйдет из профессии, даже при отсутствии достойной оплаты за свой труд. Какие же ключевые моменты определяют выбор медицинской профессии и всю дальнейшую жизнь врача? Если коротко, вот они.

1. Престиж. От этого никуда не уйдешь, все мы несколько тщеславны, в особенности те, кто идет учиться на лечфак. Лечфак – это краса и элита медицинского вуза. Это нам начали внушать еще на Дне первокурсника и внушали до тех пор, пока мы в это не поверили. Естественно, туда непросто попасть: даже я, серебряная медалистка, после полугода занятий с репетитором, с медицинским стажем 2,5 года (работала санитаркой в оперблоке, будучи школьницей), смогла поступить лишь со второго раза. Со стороны учителей к «лечебникам» самое пристальное внимание, жесткие требования и никаких поблажек. Поэтому все находятся в постоянном тонусе и чувствуют груз ответственности. Большинство моих сокурсников – талантливые мозговитые ребята со здоровыми амбициями. Сегодня многие занимаются наукой, преподают. Рада, что мне посчастливилось наблюдать за их ростом, и верю, что мы – особенные.

2. Качество обучения. В родном НижГМА образование было разносторонним, преподавание велось на высоком уровне. Среди учителей академии – много известных ученых, увлеченных людей, талантливых педагогов. Кроме того, традиционно подходы к обучению в медвузе такие: «не можешь – научим, не хочешь – заставим», а если уж нет способности ни к тому, ни к другому – извини, но нам не по пути – и вылетает из института на начальных курсах немало… Зато те, кто остается, заслуживают пристального внимания. Неслучайно же среди великих и известных людей немало врачей, в том числе среди моих земляков – нижегородцев.

3. Принадлежность к касте. Это непросто понять тем, кто не был связан с медициной. Такое чувство возникает, когда общаешься с врачами на их языке, малопонятном непосвященным, когда осознаешь возможность что-то реально изменить и помочь человеку! Наверное, поэтому многие с затаенной завистью говорят, что мы возомнили себя богами. Иной раз при взгляде на достижения коллег, такое сравнение напрашивается. Конечно, успех кружит голову. Но с другой стороны – залогом такого успеха были годы тяжелейшей учебы и приобретенный разными путями опыт. И даже несмотря на человеческие слабости, которых не лишены медики, всегда присутствует чувство единства, взаимопонимания и «варения в одном котле».

4. Воспитание характера.Врезался в память такой случай из художественной литературы: когда один молодой доктор в походно-полевых условиях (на корабле) спас себе жизнь, произведя самому себе аппендэктомию (операцию по удалению аппендицита) перед зеркалом с помощью подсобных материалов. «Ух ты!» – должен был сказать читатель. «Где наша не пропадала!» – скажет выпускник медвуза. Только по прошествии нескольких лет после окончания института и некоторого переосмысления ценностей я смогла понять, через что мне и моим коллегам-врачам пришлось пройти, чтобы стать врачами.

Я хорошо помню ощущение себя «узником концлагеря» в период учебы. Отработки и бесчисленные пересдачи зачетов, переэкзаменовки… Это коснулось практически всех без исключения. На моей памяти максимальное количество сдачи одного и того же зачета по нормальной анатомии было у моей согруппницы: 12 раз за две недели!

Вот где воспитывалась твердость характера – рядом с препарированными трупами, на голодный желудок, в 8 часов вечера зимой! А перекрестные опросы по микробиологии в начале занятия! Один неответ – отработка в сессию. Да еще лениво-пренебрежительное выражение преподавателя: «Скучно, девушки!»

Уже через год после окончания ординатуры (двухгодичный курс постдипломного образования по какой-либо врачебной специальности – ничего общего с аспирантурой!) во время самостоятельной врачебной деятельности мне пришлось впервые испытать себя в критической ситуации. На втором же дежурстве я оказалась перед необходимостью спасения жизни 20-летней девочки: ей требовалась экстренная операция.

За спиной впервые не было никого, а из помощников – интерн (врач сразу после окончания мединститута, который не имеет сертификата специалиста, не несет юридической ответственности и прикреплен к руководителю). Трудно передать, что пришлось пережить мне за эти сутки – от момента осознания происходящего в приемном покое до долей секунды перед разрезом кожи и затем – бессонной ночи с постоянным контролем гемодинамики (показатели кровяного давления и пульса). Успокою читателя: все закончилось благополучно, девочку выписали через неделю, потом мы с ней случайно встретились в маршрутке через пару лет – она вышла замуж и имела вполне цветущий вид.

5. Общение с интересными людьми. Еще в студенческой жизни часто сталкиваешься с нестандартно мыслящими и содержательными людьми, которые либо учатся рядом с тобой, либо учат тебя. Профессия врача уникальна в том смысле, что есть возможность вращаться в совершенно различных кругах и общаться с массой самых разных людей. И если ты хочешь заслужить их доверие (а это важно для успешной карьеры и профессионального роста), то приходится учиться говорить с каждым на его языке.

Пациент проникается эрудицией врача, его уверенностью в себе и оптимизмом – а это нужно уметь демонстрировать. В таком случае есть шанс, что пациент не только будет понятен как больной, но и раскроется как личность. Мой старый друг в период учебы в институте подрабатывал в психбольнице медбратом. Работка, я вам скажу, не сахар. Однако были и приятные моменты, когда он приносил нам рисунки и стихи, написанные пациентами. Часто это было талантливо и удивительно.

Взаимоотношения между коллегами-врачами – отдельная история. Есть в медицине такое понятие – Учитель. Он есть у каждого врача, хотя некоторые старательно забывают об этом, возносясь до небес со своей неординарностью. Врач учится всю жизнь, каждый день и у всех понемногу. И от того, насколько качественно он сможет наладить взаимоотношения с коллегами, как поставит себя в коллективе, зависит многое, иногда и жизнь его пациентов… А теперь скажу крылатую врачебную фразу: «В медицинский стоило пойти учиться только затем, чтобы знать, к кому идти лечиться». Это говорит само за себя.

О призвании

Вы спросите: а как же призвание? Почему о нем не сказано ни слова? Если откровенно, то я не очень отчетливо представляю, что это за понятие. Не будь я врачом, думаю, что смогла бы быть юристом, художником… Мне раньше никогда не казалось, что единственное дело моей жизни – быть врачом. Просто так сложилась жизнь, повлияла врачебная династия, приверженность естественным наукам, и я за это благодарна Вселенной.

Отношения с пациентами

Это отдельный вопрос. К счастью, чаще всего среди пациентов встречаешь людей, которые относятся к тебе, врачу, если не с трепетом, то с искренним уважением и преклонением. Такие пациенты безоговорочно доверяют, и, кстати, обычно именно у них выздоровление идет быстрее, а прогноз – лучше. А для врача самое ценное – видеть реальные результаты своего труда и подарить человеку утраченную радость жизни или, как сейчас принято говорить, качество жизни. Так что соскучиться трудно, нужен лишь интеллект. Всегда была убеждена и стою на том до сих пор: врач с интеллектом всегда сможет заработать! К сожалению, иногда коллеги сталкиваются и с предвзятым, неоправданно пренебрежительным отношением к себе, и это горько и обидно. Это боль нашего государства… и тема другого разговора.

О семье и о цинизме

Трудно переоценить ту поддержку и понимание, которые могут подарить близкие люди. Они вынуждены постоянно испытывать массу моральных (да и материальных) издержек, если связывают свою жизнь с врачом. Дети, которые редко видят родителей… Да что говорить, я сама была таким ребенком: мама с папой чередовались дежурствами. Хотя, в общем-то, есть за что «страдать». За ощущение полноты жизни и причастности к чему-то важному, может быть, самому важному для человека… Во врачебных семьях обычно нет места скуке и бездействию, есть чувство надежности и защищенности «в случае чего».

Самый большой страх врача, независимо от уровня его профессионализма и опыта, – это болезни близких. Не знаю, почему так получается, но нередко жизнь показывает несостоятельность врача в профессиональном плане, когда что-то серьезное случается с его родственниками или им самим. Это почти аксиома – врач не может лечить самого себя или своих родных!

Потому что он становится уже не врачом, а просто напуганным человеком, и все законы логики перестают действовать для него. Думаю, корни так называемого врачебного цинизма как раз в страхе за свою жизнь, как ни парадоксально это звучит. Когда приходит осознание того, что ты не всесилен, тогда-то, подобно психологической защитной реакции, и «включается» режим циничности. Но это сокровенное, и об этом нелегко писать, как нелегко сознаваться кому-либо в своих комплексах. Но без этого здорового цинизма врач не может быть профессионалом, однако это не означает, что все человеческое ему чуждо. Просто, как обладатель особого знания, врач внутри себя фильтрует то, что мешает лечить больного.

Но все это – лишь малая часть многогранной жизни, называемой Медицина, и я счастлива, что причастна к ней. Будьте счастливы и здоровы!

Профессиональный совет женщинам

От гинеколога:

Дорогие мои пациентки и читатели! От всего сердца желаю вам самого главного в жизни – здоровья и любви, особенно любви к себе.

То, что женщина любит и ценит себя, заботится о своем здоровье, – залог того, что будут счастливы и любимы ее близкие, семья. Берегите себя, найдите своего врача, которому вы доверяете, и посещайте его, когда это необходимо для вашего здоровья и хорошего самочувствия, и пусть ваша жизнь радует вас во всех своих проявлениях!

Татьяна Мотовилова, к.м.н., врач-гинеколог, эксперт программы «Сюрпризов – нет!», Москва

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика