Экс-посол РФ в Японии: Ясно, что японцы вышли из блокады России

Экс-посол РФ в Японии Александр Панов в разговоре с Sobesednik.ru подвёл итоги визита Владимира Путина в Японию

Фото: Владимир Путин и Синдзо Абэ // Global Look Press

Экс-посол РФ в Японии Александр Панов в разговоре с Sobesednik.ru подвёл итоги визита Владимира Путина в Японию.

Как писал Sobesednik.ru, 15 декабря президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ провели встречу в городе Нагато, где объявили о начале консультаций экспертов об условиях и форме совместной хозяйственной деятельности на четырёх южнокурильских островах, которые японцы считают своими.

Ожидается, что на спорных островах россияне и японцы будут сотрудничать, например, в области рыболовства, марикультуры, туризма, медицины и экологии и вся эта деятельность будет основана на российском законодательстве.

Отметим, что РФ ещё с советских времён предлагала Японии вести совместную деятельность на Курилах на основе российского законодательства, однако японцы не соглашались, поскольку не хотели признавать острова российскими.

Кстати, вопрос принадлежности островов на переговорах Путина и Абэ не поднимался. Об этом сообщил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. А министр иностранных дел РФ Сергей Лавров рассказал, что Путин и Абэ с глазу на глаз обсудили проблему мирного договора: «Именно в этом формате руководители решили рассмотреть ситуацию с подготовкой к дальнейшим переговорам по мирному договору».

Об итогах визита Владимира Путина в Страну восходящего солнца Sobesednik.ru поговорил с бывшим послом России в Японии Александром Пановым:

– Можно ли считать всё это прорывом в наших отношениях?

– Это можно считать прорывом не столько в наших отношениях, сколько прорывом той блокады, которую устроила «Большая семёрка» во главе с США. Ясно, что японцы вышли из этой блокады, из этого санкционного режима, и это очень большое преимущество для России, большой стратегический плюс.

– То есть Путин туда ездил не для того, чтобы, скажем, заключать мирный договор, а…

– [перебивает] Мирный договор никто не собирался заключать, это были не очень профессиональные прогнозы. [Путин ездил в Японию], чтобы придать новое качества отношениям, особенно после этого периода санкционных кампаний. Кроме того, японцы предложили очень привлекательный набор экономических соглашений. Политический диалог возобновился по всему спектру международных проблем.

– По-вашему, Путин показал, что никакой изоляции России нет?

– Она есть в отношениях с Европой, Соединёнными Штатами, но в отношениях с Японией – нет, конечно.

[:image:]

– Что значат договорённости о совместном хозяйственном использовании спорных островов?

– Об условиях этой хозяйственной деятельности ещё предстоит договариваться. Я надеюсь, что в конечном итоге договорятся. Это небольшой, но тем не менее шаг в сторону создания благоприятной обстановки для ведения переговоров по мирному договору, по поиску какого-то компромисса.

– Это всё благоприятный фон. А на практике как? Будет ли налаживаться жизнь на островах, придёт ли туда бизнес?

– Ну а почему бы и нет? Если начнётся хорошее экономическое сотрудничество, этим островам, конечно, повезёт. Там сейчас медицины нет. Есть договорённость, что там начнётся сотрудничество в области медицины. Японцы там построят современную клинику и оборудуют её. Для жителей это будет очень большое преимущество. Или если там пойдёт более активная переработка рыбы. Мы знаем, что там были проблемы с выплатой заработной платы. Если японцы придут, таких проблем уже не будет.

– А почему Япония всё-таки пошла на такую уступку?

– В Японии довольно сложная ситуация. Сейчас они находятся в таком треугольнике, где у них не самые лучшие позиции: на севере – медведь, на юге – дракон, посередине – волк (это Северная Корея). И чтобы иметь большую безопасность и уверенность, японцы выбрали наименее сложную ситуацию, то есть установить отношения с Москвой намного легче, чем с Пекином или Пхеньяном. Они себе таким образом улучшили позиции. Кроме того, у японцев есть и экономический интерес. Их экономика сейчас нуждается в новых рынках, нуждается в сырье. В этом смысле всё это можно получить здесь, на востоке России. И, конечно, у них всегда стояла задача как-то продвинуться в решении территориальной проблемы. Мы всегда говорили, что решить эту проблему можно, только развивая отношения, добиваясь их вывода на абсолютно новый уровень. Можно считать, Абэ воспринял этот наш совет.

– Есть мнение, что сначала японцы договорятся вести с нами дела на островах, а потом постепенно-постепенно добьются того, что мы им их вернём. Есть такая вероятность?

– У нас говорят бог весть чего – что мы торгуем территориями, что японцы хотят покупать наши территории... Это всё несерьёзно, рассуждать на эту тему бессмысленно.

– Как выглядел визит Путина? Вот это его опоздание, шутки про сакэ [Путин призвал «знать меру» с сакэ], собачки [Путин отказался принять в подарок щенка]… Как вам картинка?

– Нормальная картинка – чего тут такого? Журналисты, извините, всегда преувеличивают эти проблемы. Что Путин опоздает, японцев предупредили – он вылетел позже. Ничего тут необычного не было, и японцы не обратили на это внимание. Что касается подарков – обменялись теми подарками, какими хотели. Атмосфера была замечательная, в городе всё было сделано для демонстрации гостеприимства. Атмосфера была просто прекрасная.

– И появилась надежда, что японцы станут нашими друзьями.

– А японцы и не враги.

– Но до визита Путина они сказали, что могут разместить на спорных территориях американские военные базы.

– Это говорилось в контексте японо-американского военного союза. И говорил это чиновник не бог весть какого ранга. А политики всегда говорили о том, что это исключено, если передача островов будет осуществлена. Но я думаю, что так и будет: если подписывается мирный договор, то эти вопросы военного строительства будут решены на самом добром уровне. Но это разговоры для политологов.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика