Ветеран "Альфы" о теракте в Ницце: Спецслужбы усилятся на полгода, а потом...
Теракт в Ницце Sobesednik.ru обсудил с замглавы Ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» Алексеем Филатовым
Теракт в Ницце Sobesednik.ru обсудил с замглавы Ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» Алексеем Филатовым.
— Алексей Алексеевич, произошла страшная трагедия во Франции. Многие эксперты говорят, что этот теракт можно было предотвратить... Могли ли французские спецслужбы не знать о готовящемся теракте?
— Предупреждения об опасности из разных агентурных источников идут постоянно. Отрабатывается такая информация в обязательном порядке, но проблема заключается в том, что и место, и время, и действующие лица определить бывает трудно, а иногда даже невозможно. Это все равно что сказать, что в стоге сена есть иголка — попробуйте ее найти. Или, например, у человека смертельное заболевание, доктор об этом знает, а вот время и час кончины не знает никто — ни доктор, ни сам больной. Поэтому я лично к подобного рода предупреждениям отношусь скептически.
— Почему теракт во Франции случился именно сейчас, а не во время, допустим, чемпионата Европы по футболу, который закончился буквально на минувшей неделе?
— Какая задача у террористов? Постоянно поддерживать уровень террористической угрозы. Постоянно дергать гражданское общество, чтобы оно чувствовало тревогу, неуверенность в завтрашнем дне, неуверенность в действующей власти. Да, теракты могли быть и во время Евро. [Цель] террористов — большое количество людей. Места большого скопления людей, желательно иностранцев — отличная мишень. Но террористы прекрасно понимали: в момент проведения Евро все настолько находятся в боевой готовности — усиление, сверх усиление, бдительность... Мы видели, что каждый десятый зритель на стадионе — это сотрудник силовых структур, весь в оружии и рации. То есть противодействие было бы моментальное.
Поэтому террористы дожидались, когда спадет пик бдительности, — говорит Алексей Филатов. — Набережная Ниццы в День взятия Бастилии — прекрасная мишень для террористов. Правда, они могли выбрать любой другой день, например вечер пятницы, но тут выбрали именной праздничный день, чтобы ударить побольнее.
[:image:]
— Почему именно Франция стала мишенью террористов?
— Мое мнение следующее: Франция в момент правления предыдущего президента Саркози была лицом борьбы с терроризмом на чужой территории. Кто-то мог просто затаить обиду. Это раз. А во-вторых, с каждым годом коренных жителей во Франции становится все меньше и меньше из-за огромного наплыва мигрантов. В этой среде намного легче найти потенциального исполнителя. Или — внедриться в эту среду и совершить теракт. Плюс слабая силовая структура и отсутствие методик, как ловить и обезвреживать потенциальных террористов. Видимо, слабое законодательство, нет опыта. Поэтому выбирается Франция.
— Насколько реальны подобные угрозы в будущем?
— Они будут периодически повторяться. Сейчас спецслужбы усилятся на полгода, а потом все опять вернется на круги своя. Проблема терроризма за полгода, за год не искореняется.
— Означает ли это, что у французских спецслужб плохо организована работа?
— Любой успешно проведенный теракт — это прежде всего проблема спецслужб той страны, где это произошло. У французов мало опыта — они вели активную работу на Ближнем Востоке, а ответному удару оказались не готовы. Очень сложно отследить подготовку таких терактов, как в Париже или Ницце... Мало времени, мало силы, мало финансов, — признает ветеран «Альфы» в беседе с корреспондентом Sobesednik.ru.
— Скажите, когда вы служили в Группе «А», был опыт взаимодействия с французскими спецслужбами? Как можете их охарактеризовать?
— Мы с начала 2000-х годов начали активно производить опыт обмена информацией с различными боевыми структурами, в том числе французскими — или они к нам приезжали, или мы к ним ездили. Сейчас же обмен информациями, методами борьбы напрямую зависит от политического климата, поэтому контакты ухудшаются. А некоторые — сходят на нет. Вроде с китайцами и корейцами общаемся, а Европа для нас уже закрылась, поэтому дать объективную характеристику дать не могу. Да, страдает общее дело. Враг очень силен и опасен. Нужно объединять силы.
— В 2018 году Россия в первый раз в своей истории станет страной-хозяйкой мирового чемпионата по футболу. Что нам светит? К чему готовиться?
— У нас огромный опыт борьбы с терроризмом. С начала 90-х годов мы находимся в состоянии войны. За это время чего только мы ни прошли! Накоплен огромный опыт, и тому свидетельство — зимние Олимпийские игры в Сочи, которые прошли на высшем, отличном уровне с точки зрения безопасности. Правда, нам в этом помогали специалисты из разных стран, в том числе и американские спецслужбы. Но это было в начале 2014 года. У наших стран были другие отношения. Не было Крыма и украинского конфликта. К сожалению, сейчас все сильно поменялось... Но несмотря на это, беспокоиться нам нечего. У нас свой опыт — очень серьезный! — уверяет ветеран спецслужб.
[:wsame:][:wsame:]