"Конфликтом в Сирии управляет Россия". Что будет после смерти матери Асада

Sobesednik.ru узнал у востоковеда, стоит ли ждать изменения политического курса Сирии после смерти матери Башара Асада

Фото: Мать Башара Асада Аниса Махлюф // Twitter / @Presidency_Sy

Sobesednik.ru узнал у востоковеда, стоит ли ждать изменения политического курса Сирии после смерти матери Башара Асада.

В Twitter президента Сирии разместили информацию отом, что 6 февраля в Дамаске на 87-м году жизни скончалась мать президента Сирии Башара Асада Аниса Махлюф.

Для Сирии смерть матери президента является большой потерей, так как, отмечают эксперты, она оказывала большое влияние на своего сына и даже участвовала в принятии государственных решений. По слухам, она играла огромную роль в развитии Сирии еще во время правления экс-президента Сирии Хафеза Асада, отца нынешнего главы государства, а после его смерти ее влияние на политику усилилось и именно Аниса Махлюф якобы призывала Башара Асада к более решительным действиям в отношении организаторов восстания в Сирии.

Sobesednik.ru выяснил у востоковеда, старшего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Владимира Ахмедова, почему Аниса Махлюф боялась реформ в Сирии и что она могла посоветовать Башару Асаду перед своей смертью.

[:image:]

— Владимир Муртазович, как бы вы оценили степень влияния Анисы Махлюф на политику в Сирии?

— В последнее время она жила в Эмиратах. Она происходила из очень знатного рода Махлюф, поэтому часто пишут Асад-Махлюф. Я бы сказал, что это был теневой правитель. Если Хафез Асад управлял Сирией, то она управлял Хафезом. Хотя это было делать достаточно сложно — Хафез был сильным человеком по характеру, — тем не менее, ей это удавалось. Во многом благодаря поддержке ее рода, Хафезу удалось сделать такую карьеру.

Аниса Махлюф принадлежала к такого рода женщинам, у которых очень сильный характер. Многие решения бывшего сирийского президента были продиктованы ею. Она сыграла решающую роль во многих кулуарных конфликтах в Сирии с точки зрения примирения с националистами, оппозицией. Ее влияние было сильно и в 1990-х годах, а с уходом Хафеза с поста ее влияние на политику еще больше усилилось, так как сын слабее по сравнению с отцом.

— Можно ли назвать конкретные события, которыми она управляла?

— Многие склонны приписывать ей управление сирийским кризисом. Решения, которые были приняты Башаром Асадом, были приняты с помощью ее советов. В том числе и решение о военном подавлении конфликта.

— А почему она не хотела реформ? Может быть, она чего-то боялась?

— Думаю, да. Помимо всего прочего, она была умной женщиной по сравнению с мужчинами, которые ее окружали. К тому же она была из алавитского рода. А именно алавитский род составляет большинство, которое находится у власти. Она понимала, что дальше так продолжаться не будет.

— Вы хотите сказать, она понимала, что власти ее рода скоро настанет конец?

— Да, по моим догадкам, Аниса Махлюф очень хорошо, одна из немногих, понимала, что суть восстания в Сирии, которое потом переросло в конфликт и гражданскую войну, в том, что сунниты стремились вернуть себе власть. В Сирии всегда правили сунниты, даже при господстве Турции. Меньшинства никогда не правили. Только благодаря Хафезу Асаду у власти оказались алавиты. Она догадалась, что конфликт заключается в том, что сунниты пытаются вернуть власть. Это естественно. Сунниты — это большинство населения в Сирии.

— Как вы думаете, когда события в Сирии привели к гражданской войне, она поняла, что был выбран неверный курс?

— На каком-то этапе, на мой взгляд, она поняла, что был взят не совсем верный курс. Все мы знаем, что в результате всех событий страна фактически развалилась.

— Гибель матери Асада означает гибель режима президента?

— А режима уже давно нет и так. Если бы он был, то России бы не пришлось проводить в Сирии военную операцию. Режим заканчивался в конце 2011 — начале 2012 года. 30 сентября 2015 года, когда мы вмешались в конфликт военным способом, Дамаск находился на грани падения.

— По вашим словам, Башар Асад слабый управленец. Почему же Россия сделала на него ставку?

— Россия решает свои интересы в Сирии. Как и свои интересы решают американцы. В настоящее время у нас с Америкой нет сильного расхождения в позициях. Мы расходимся только в одном. Американцы хотят немедленного возобновления переговорного процесса, а мы говорим о том, что сначала необходимо уничтожить всех террористов. Больше расхождений я не вижу.

— А может ли смерть матери Башара Асада повлиять на изменение внутриполитического курса в Сирии?

— Смерть может оказать влияние на состояние сына. Они были очень тесно связаны. Интересно, какое завещание и какие наставления она оставила. Скоро это появится в соцсетях, по крайней мере в арабских. На этом, конечно, будут спекулировать, но то, что наставление было и оно окажет воздействие, факт.

— А какие спекуляции могут начаться?

— Во-первых, она женщина небедная — наверное, финансовые. Я не знаю, что она советовала сыну в последние часы жизни. Можно строить какие-то гипотезы. Не могу исключить, что она могла поменять свою точку зрения по поводу восстания в Сирии и его результатов. Страна разрушена. Как минимум на два поколения придется период восстановления. На мой взгляд, этого никто, в том числе и она, не ожидал. Думали, что удастся быстро подавить [оппозицию].

— Можно ли возложить на Анису Махлюф вину за катастрофические последствия восстания?

— Здесь сложно на кого-то, за исключением Башара Асада и его окружения, возлагать вину. Можно сколько угодно винить ее. Человека нет, ответить она не может. Тем более что она старалась держаться скромно и не «светиться». Но не поддается сомнению то, что она сыграла огромную роль в управлении [борьбой с] этим восстанием. Интересно, что будет сейчас.

— А можно ли назвать еще какие-то ключевые события в политике Сирии, к которым она причастна?

— Да. Это история Сирийской социал[ьной] националистической партии. Это сирийские националисты, которых часто связывали с фашистами. Благодаря усилиям Анифы Махлюф, которая имела свои каналы достаточно интимного характера с алавитскими шейхами, партия вернулась в Сирию и стала официальной, если можно так сказать, оппозицией.

— Мать умерла, но у Башара Асада есть жена, Асма Асад. Сможет ли она стать новой советчицей президента?

— Поначалу у жены отношения с матерью Асада не складывались. И дело не в том, что она происходит из суннитов. На Асму возлагают большую ответственность за происходившие события. Как некоторые утверждают, она все прекрасно понимала, что все решения, которые принимаются, не во благо Сирии. Она изначально оказалась несколько умнее мужа. Наверное, это не нравилось его матери. Не надо забывать, что там еще было влияние сестры Бушры. Жену не сразу приняли. С точки зрения женщины она проявила себя с лучшей стороны. Она до сих пор остается рядом с мужем и поддерживает все его решения.

— Из ваших слов можно сделать вывод о том, что в Сирии какой-то марионеточный режим.

— Режим в Сирии стал разрушаться после смерти отца Башара Асада. Хафез Асад создал в Сирии исключительный режим, у которого был только один минус: он был создан под одного человека. Управлять этим режимом, регулировать конфликты мог только Хафез Асад. И это слабость. Он ушел — и все. Хотя он создал все возможные условия для передачи режима, он передать свою голову не смог. Отец не видел в Башаре человека, который сможет управлять страной. Но планомерно создавал условия для передачи власти, потому что больше некому было.

— Можно ли сравнить умершую Анису Махлюф с другими влиятельными первыми леди?

— Есть негласный клуб арабских женщин, которые управляют. Он давно уже существует.

— Разве восточный мир — это не маскулинная культура?

— Многие женщины, которые выводят своих мужей на высокие позиции, просто умнее. Тем более мать или старшая женщина в семье — в арабском мире непререкаемый авторитет. Их мнение не оспаривается.

— То есть разница между европейскими и арабскими «первыми леди» — в степени публичности?

— Это объясняется традициями, обычаями, тем же исламом. Жена Башара Асада шокировала публику, показавшись на телевидении в юбке выше колен. Уже потом она стала героиней многих журналов. Пара Асадов дружит с Анджелиной Джоли и Бредом Питтом. Джоли как посол мира несколько раз приезжала в Сирию.

— Что будет с Сирией после смерти Анисы Махлюф?

— Сейчас самое главное — как скажется то, что посоветовала мать перед смертью Асаду, на его мировоззрении. Как он теперь будет действовать, прислушается ли он к ее советам. Я не думаю, что он сможет что-то самостоятельно предпринять. Он ничего не решает. И даже его окружение. Сейчас конфликтом в Сирии управляет Россия. Мы определяем. Все наши люди, имеющие отношение к военной операции в Сирии, неподсудны и неприкосновенны. За все действия, которые мы совершаем, ответственность несет сирийское правительство. Говорить о самостоятельности Асада можно с большой натяжкой, — заключил в интервью Sobesednik.ru востоковед, старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика