"Случайно" убитого Дадаева добивали выстрелом в голову?

Глава Чечни продолжает эскалацию конфликта с федеральными силовиками — теперь под ударом в соцсетях глава СК Бастрыкин

Фото: Рамзан Кадыров // Виктор Чернов / Russian Look

Глава Чечни продолжает эскалацию конфликта с федеральными силовиками — теперь под ударом в соцсетях глава СК Бастрыкин.

[:same:]

Между тем, по данным экспертов, летальное задержание Джамбулата Дадаева в Грозном, возможно, и правда напоминало убийство. С другой стороны, никак не Кадырову рассуждать о неправомочных действиях заезжих полицейских — свои не лучше.

Скандальным распоряжением открывать «огонь на поражение» по иногородним силовикам Кадыров не ограничился. На выходных он разместил в своем инстаграме фото, где он будто прицеливается из воображаемого оружия, и потребовал объяснений от главы Следственного комитета — мол, почему закрыли уголовное дело о превышении полицейскими должностных полномочий при задержании Дадаева. Хотя процессуальная проверка по факту проводится, и возможно, для нее есть основания.

— Задержание Дадаева, мягко говоря, небезупречно, — говорит глава правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов. — Хотя дело это само по себе сугубо уголовное, почти бытовое. Джамбулат Дадаев не имеет никакого отношения к фигуранту дела Немцова Зауру Дадаеву, как сперва подумали многие. Ранее у него произошел конфликт с дагестанским предпринимателем в Минводах, Дадаев прострелил тому руку [в Сети уже появилось неподтвержденное видео того, как якобы Дадаев в сентябре 2014-го расстреливает бизнесмена — прим. авт]. Чеченца объявили в федеральный розыск и в итоге, как мы знаем, застрелили при попытке задержания в Грозном. Но как мне сказали люди, бывшие на похоронах, там были не просто выстрелы, повлекшие смерть, но и контрольный в голову. Это, мягко говоря, не соответствует картине, которую сейчас рисуют представители МВД. И если бы речь шла о любом другом регионе, можно было говорить, что действия полиции неадекватны.

[:rsame:]

Но чеченские силовики уже много лет действуют аналогичным образом за пределами своего региона, — продолжает правозащитник. — Мовлади Байсаров был также расстрелян в 2006-м в Москве, хотя он проходил только свидетелем по уголовному делу. И никакого расследования в отношении тех, кто проводил ту операцию, не последовало. Не говоря уже о том, как чеченские силовики действуют в самой республике. И попытки расследовать их действия по закону также безуспешны. Лишь два дела дошло до суда в 2006–2007-м годах: по сотрудникам ППС и Антитеррористического центра. Эти дела вели структуры федерального подчинения. Но в течение 2007-го Кадыров смог добиться либо ликвидации этих структур либо изменения их статуса и полной лояльности. Теперь Чечня — единственный регион страны, где все силовики фактически подчиняются только Кадырову.

Однако формально это не так. Как справедливо заметил пресс-секретарь президента Песков, «по субординации органы внутренних дел Чечни подчиняются МВД РФ». А Кадырову, как гражданскому начальнику, вообще не положено ничего знать о каких-либо спецоперациях полиции (об этом Песков не сказал). С другой стороны, ставропольские полицейские, задерживая Дадаева за пределами своего региона, обязаны были предупредить чеченских коллег. Однако, как говорят источники в органах, эта инструкция соблюдается не всегда. К примеру, если рассекречивание спеоперации может повлиять на ее успех.

[:image:]

— Тут стоит учесть, что Чечня больше всего напоминает этакую исламскую Запорожскую сечь, откуда не было выдачи: если правоохранители приезжали искать там беглых холопов, их вполне могли утопить в реке, — считает политолог Алексей Макаркин. — И Чечня сегодня похожа на такую территорию, откуда выдают, только когда хотят.

Смогли бы задержать Дадаева, если бы о спецоперации знали местные? Ведь, к примеру, один из свидетелей по делу Немцова — Геремеев — до сих пор не доставлен к допросу.

[:same:]

— Известно, что Геремеев находился на территории ЧР, не под конвоем, а под очень сильной охраной местных, — говорит журналист, член Совета по правам человека при Президенте Николай Сванидзе. — И МВД с ФСБ могли утереться в полном составе. Таковы полномочия Кадырова.

Вызывает вопросы и задержание другого подозреваемого по делу Немцова — Беслана Шаванова.

— Эту спецоперацию проводили местные силовики,— напоминает Александр Черкасов. — И до сих пор непонятно: то ли он сам себя подорвал, то ли это была ликвидация свидетеля. Но живым его следствие не получило. И Кадыров одобрил поступок Шаванова.

Аналогичная судьба Дадаева — с той лишь разницей, что к ней были причастны заезжие силовики — у Кадырова одобрения не вызвала. Настолько, что его эскапады в адрес федералов не прекращаются до сих пор. Причем ответной реакции они практически не вызывают, даже у Кремля.

— Кремлю нечего сказать — Кадыров дает ему больше, чем требует, — считает Николай Сванидзе. — Он требует максимум суверенитета и денег немало. А в ответ предоставляет стабильность в регионе. И поддержку — политическую, идеологическую, в крайнем случае, и военную. Ведь у него в регионе создана настоящая армия, очень боеспособная. Потому Кадыров говорит и делает то, что ни один другой глава региона не может себе позволить.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика