21.06.2014

Что ждет Северный Кавказ после создания особого министерства

В июле приступает к работе министерство по делам Северного Кавказа – одного из самых противоречивых и критикуемых российских регионов. Эксперт объясняет, почему нововведение не знаменует радикальный поворот во внутренней российской политике

Фото: Рамзан Кадыро и Александр Хлопонин // Global Look

В июле приступает к работе министерство по делам Северного Кавказа – одного из самых противоречивых и критикуемых российских регионов. Эксперт объясняет, почему нововведение не знаменует радикальный поворот во внутренней российской политике.

Указ о создании Минкавказа 12 мая подписал Президент РФ Владимир Путин. Согласно положению, утвержденному премьер-министром Дмитрием Медведевым, новая управленческая структура «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и координации деятельности по реализации на территории СКФО государственных программ и федеральных целевых программ».

В частности, Минкавказ будет управлять ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» и «Курорты Северного Кавказа», отвечать за создание условий для привлечения инвестиций, разрабатывать меры для развития малого и среднего бизнеса, а также заниматься мониторингом деятельности территориальных органов власти субъектов РФ с учетом воздействия на социально-экономическое развитие округа. Как отметил в своем выступлении вице-премьер Александр Хлопонин, в 2014 году министерство будет выполнять регулирующие функции, а со следующего года — полноценную координацию и контроль над выполнением программ по развитию северокавказских территорий. Главой ведомства стал бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.

Нововведение комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Мария Ананьева:

— Учреждение Минкавказа было синхронизировано с изменениями в полпредстве президента в СКФО. На пост полпреда был назначен командующий объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Сергей Меликов, в то время как вице-премьер Александр Хлопонин, находившийся на должности полпреда в округе с 2010 года, стал куратором нового министерства, а также сферы межнациональных отношений, природопользования и регулирования алкогольной продукции в правительстве. Таким образом, сложилась трехзвенная модель управления «министр — полпред — курирующий вице-премьер», которая, как отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, будет функционировать еще в двух регионах России — в Крыму и на Дальнем Востоке. Рассмотрим, что стоит за подобными кадровыми и институциональными преобразованиями, и какую роль будет играть каждый из элементов цепочки в контексте Северного Кавказа.

[:image:]

Сначала — звено «министр»: исходя из нормативно-правовых документов, Минкавказ выполняет функцию «надзирателя» над социально-экономическим развитием региона, которое в последнее время стало беспокоить российское правительство. Так, в августе 2013 года на заседании правительственной комиссии в Пятигорске Дмитрий Медведев подверг жесткой критике руководство СКФО за медленное выполнение майских указов президента. На этом же мероприятии глава Минфина Антон Силуанов указал на разросшийся чиновничий аппарат, на налоговые льготы на Северном Кавказе, которые выше в среднем в два раза по сравнению с остальными субъектами РФ, а также на растущую дотационность региона.

Действительно, многие статистические показатели демонстрируют, что Северный Кавказ находится не в лучшем положении. Например, в результате исследования, проведенного в 2013 году агентством «РИА Рейтинг», в десятке рейтингов-аутсайдеров по качеству жизни в России находились Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Дагестан. В инвестиционном рейтинге регионов, составленном агентством «Эксперт РА» в 2013 году, Чечне и Ингушетии был присвоен индекс 3D (низкий потенциал, экстремальный риск), Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Карачаево-Черкессии — 3C2 (незначительный потенциал, высокий риск), Дагестану — 3C1 (пониженный потенциал, высокий риск), а Ставропольскому краю — 3B1 (пониженный потенциал, умеренный риск).

Что касается коррупции на Северном Кавказе, то она за последние годы приобрела угрожающие для национальной безопасности страны масштабы. По информации ГУ МВД России по СКФО, только за 8 месяцев 2012 года было зарегистрировано 1 665 преступлений коррупционной направленности, а причиненный ущерб по оконченным производством уголовным делам по преступлениям коррупционной направленности составил более 548 миллионов рублей. Кроме того, в апреле 2014 года общественная организация «Безопасное отечество» опубликовала доклад, в соответствии с которым в рейтинге коррупции по государственным закупкам наряду с Чукоткой лидируют Чечня, Дагестан и Северная Осетия.

[:image:]

Сопоставляя заявления федеральной власти и реальную ситуацию в округе, можно прийти к выводу, что курс в отношении Северного Кавказа, заключающийся в его массированной финансовой поддержке, ожиданий не оправдал и к «экономическому чуду» не привел. К такому же выводу пришел и ряд экспертных кругов. В частности, в январе 2014 года сотрудники Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара издали доклад, в котором отметили, что бюджетные вливания федерального центра в СКФО не только не помогли реализовать стратегию социально-экономического развития округа до 2025 года, а породили негативные тенденции — усиление конфликтности, связанной с распределением выделенных на модернизацию ресурсов (финансовых, земельных и т. д.), недовольство местных сообществ, коррупционные скандалы, имеющие отношение к деятельности ответственных за реализацию стратегии структур. Вместе с тем авторы заверили, что правильное распоряжение потенциалом Северного Кавказа принесет свои плоды, ведь в регионе есть очаги жизнеспособного товарного сельского хозяйства в рамках официальной и теневой экономики, а также внутренние ресурсы, которые вместо «непроизводительного престижного потребления» и покрытия коррупционных издержек могли бы направляться на развитие внутренней инфраструктуры.

Однако надеяться на то, что возникновение Минкавказа само по себе знаменует радикальный поворот в политике по отношению к Северному Кавказу, не стоит. Об этом косвенно свидетельствует назначение на пост министра именно Льва Кузнецова. Несмотря на то, что глава администрации Кремля Сергей Иванов заявлял, что на должности губернатора Красноярского края Кузнецов добился высоких показателей, явил собой образ эффективного руководителя, разбирающегося в экономике и финансах, в реальности ситуация выглядит иначе. В рейтинге губернаторов, составляемым прокремлевским Фондом развития гражданского общества, Кузнецов занимал третье место с конца, что явно противоречит утверждениям Иванова. Кроме того, у широкой общественности Кузнецов всегда ассоциировался с громкими делами коррупционной направленности. По данным СМИ, он якобы лично получал часть «откатов» от системы поборов, которую установили местные чиновники в отношении красноярских предпринимателей. В конце же 2013 года на Кузнецова было совершено нападение, когда он находился на своей вилле на Лазурном берегу. Двое неизвестных в масках ранили из травматического пистолета губернатора, пытавшегося защитить свое имущество, и похитили из дома драгоценности на сумму 200 тысяч евро.

[:image:]

Эти факты дают понять, что министром по делам Кавказа Кузнецов стал все же не из-за своей управленческой компетентности. Тогда вполне рациональной начинает выглядеть версия о том, что Кузнецов лишился своего поста в Красноярском крае в связи с выборами губернатора, которые состоятся 14 сентября 2014 года. Ведь при Кузнецове на парламентских выборах 2011 года в Красноярском крае единороссы, список которых возглавлял политический «тяжеловес» Сергей Шойгу, получили всего 36,7%, а в 2013 году по результатам выборов в горсовет Красноярска «Единая Россия» уступила большинство «Патриотам России». Электоральные неудачи партии власти, а также нежелание допустить их впредь, хоть и при нынешних высоких рейтингах Владимира Путина и «ЕР» в свете украинских событий, вполне могут быть причиной перемещения Кузнецова на Северный Кавказ.

Место «ссылки» тоже было выбрано неслучайно. Ведь Кузнецов и Хлопонин, ставший куратором Минкавказа, из одной команды: они учились в одном и том же вузе — Московском финансовом институте, затем работали в банке «Международная финансовая компания», в «Норильском никеле». Когда Хлопонин был избран губернатором Таймыра, Кузнецов стал его первым заместителем, а затем в этой же должности работал при Хлопонине в Красноярском крае. На Северном Кавказе они вновь оказываются в одной упряжке, но при этом роль Кузнецова будет носить скорее технический характер.

Следующее звено — полпред. Общеизвестно, что сегодня на Северном Кавказе наблюдается довольно напряженная обстановка. По подсчетам Интернет-издания «Кавказский узел», в первом квартале 2014 года жертвами вооруженного конфликта в округе стали не менее 133 человек, из которых 84 были убиты, еще как минимум 49 получили ранения. В числе убитых — 70 человек, причастных, по данным правоохранительных структур, к деятельности незаконных вооруженных формирований, семь сотрудников силовых структур, а также семь гражданских лиц. Из 49 раненых — 40 сотрудников силовых структур, восемь гражданских лиц и один предполагаемый участник вооруженного подполья.

Самой «горячей точкой» уже на протяжении нескольких лет остается Дагестан. В 2012 году общее число жертв в республике составило 695 человек (405 человек было убито, 290 получили ранения), в 2013 году — 641 человек (341 человек погиб, 300 получили ранения), а с 1 января по 31 марта 2014 года — 106 человек (65 убитых, 41 раненый).

[:image:]

В этих условиях назначение командующего объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ Сергея Меликова на пост полпреда при президенте в СКФО выглядит закономерно и целесообразно. В ходе встречи с Меликовым и первым заместителем Министра внутренних дел России, главнокомандующим внутренними войсками МВД Николаем Рогожкиным, получившим должность полпреда в Сибирском федеральном округе, Владимир Путин особо отметил достижения офицеров внутренних войск: «Внутренние войска России не только исполняют свой прямой долг по предназначению, но и предоставляют хороший кадровый резерв для работы уже на политическом уровне». А обращаясь персонально к Меликову, Путин сказал: «Я очень рассчитываю на то, что Вы проявите свои самые лучшие качества, организаторские способности, зная ситуацию в этих регионах. Вы давно уже там служите, людей знаете очень хорошо». Эти апелляции к силовикам могут служить знаком того, что Путин в условиях внешней конъюнктуры взялся за укрепление вертикали власти, как это было сделано в начале 2000-х годов. Для Северного Кавказа, пороховой бочки России, привнесение в механизм управление силовых структур более чем актуально.

Следует также отметить, что в СКФО Меликов может служить фигурой, способной сдерживать напряженность в отношениях между главами Чечни и Ингушетии. В апреле 2013 года Рамзан Кадыров заявил, что Юнус-бек Евкуров грубо нарушил федеральный закон и договоренности, достигнутые в Кремле, гласящие, что границы между двумя республиками будут определены при появлении благоприятных условий для этого. Он напомнил, что данное условие соблюдали предшественники Евкурова, в то время как он стремится к конфликту. Мнение Меликова в силу его авторитета на Кавказе могло бы быть весомым в деле урегулирования территориального конфликта Чечни и Ингушетии.

Наконец, «курирующий вице-премьер». Необходимо признать, что полпредство Хлопонина дало некоторые результаты в СКФО. При нем в регионе безработица сократилась с 16% до 13%, был запущен крупный инвестиционный проект по строительству туристического кластера в рамках ОАО «Курорты Северного Кавказа», начала реализовываться ФЦП социально-экономического развития «Юг России». Тем не менее у Хлопонина, который, по мнению эксперта по Кавказу и журналиста Максима Шевченко, «привнес в имидж Северного Кавказа, привыкшего говорить по понятиям и на пальцах, интеллигентную политику», не было того политического веса, влияния на лидеров северокавказских республик, которым обладает силовик Меликов. Хлопонин больше обращал внимание на экономические аспекты проблем Северного Кавказа, при этом ситуацию с деятельностью террористических группировок полностью под контроль ему взять не удалось. Он также не смог выступить эффективным посредником между Чечней и Ингушетией, общаться на равных с Рамзаном Кадыровым, пользующимся значительной поддержкой из центра.

[:image:]

Вполне возможно, что в качестве вице-премьера-куратора Минкавказа Александр Хлопонин проявит себя в большей степени. В его зону ответственности будут входить исключительно вопросы социально-экономического характера, и через Кузнецова он будет транслировать свои идеи и решения.

В чем смысл триумвирата? Представленная трехзвенная модель в контексте Северного Кавказа получается весьма сбалансированной: региональное министерство и вице-премьер-куратор министерства отвечают за развитие региона, а полпред — за поддержание безопасности, которое как раз будет создавать почву для социально-экономических преобразований. Это разделение труда должно быть результативнее, чем когда тот же самый Хлопонин был одновременно полпредом и вице-премьером, так как на двух постах он не мог в равной мере заниматься вопросами безопасности и экономики региона.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика