23.05.2014

Валерий Хомяков: Во всех российско-украинских бедах виновата бестолковая политика Кремля

К антироссийским санкциям присоединилась Черногория, которая, по заявлению действующего президента, хорошо относится к России, однако приняла эту вынужденную меру для того, чтобы поскорее вступить в НАТО и Евросоюз

Фото: Валерий Хомяков // Russian Look

К антироссийским санкциям присоединилась Черногория, которая, по заявлению действующего президента, хорошо относится к России, однако приняла эту вынужденную меру для того, чтобы поскорее вступить в НАТО и Евросоюз.

Мы поговорили с генеральным директором Совета по национальной стратегии политологом Валерием Хомяковым, который объяснил, почему действия Черногории вполне понятны и справедливы, а также рассказал, как разрыв отношений с ЕС и США и активизация связей с Китаем скажутся на простых гражданах.

— Президент Черногории Филип Вуянович заявил, что его страна присоединилась к антироссийским санкциям только из-за того, что хочет как можно скорее вступить в НАТО и Европейский союз. В то же время Черногория никоим образом не выражает таким образом своё антироссийское настроение, а якобы просто следует своим интересам. Как вы можете прокомментировать эту информацию?

— Это их право. Естественно, они самостоятельно так откликаются на внешнюю политику. Наверное, Югославия, Хорватия, Черногория, Босния и Герцеговина, Косово, Словения — все помнят, чем заканчиваются эти гражданские войны, какова кровь. Поэтому, видимо, Черногория действительно стремится к Североатлантическому союзу, и тут, конечно же, их понять можно.

С другой стороны, какие санкции Черногория относительно России ввести? Ну, может быть, отчасти по недвижимости. Природа там замечательная, море, тепло, недвижимость там относительно дешёвая, и, я так полагаю, некоторые наши чиновники там владеют недвижимостью. Если это так, то тогда чиновникам будет больно.

Но нас с вами, я думаю, это не коснётся, ведь у меня там недвижимости нет, я не чиновник, у Вас, наверно, тоже, поэтому будем ездить и отдыхать в ту же Черногорию. Я не думаю, что эти санкции будут сопровождаться ущемлением прав обычных граждан. Поэтому если это и ударит, то по нашей бюрократии.

— Как вы думаете, после чего страны действовать по такому принципу по отношению к России?

— Как после чего? Во всех российско-украинских бедах виновата бестолковая и неадекватная политика Кремля. Начиная с декабря, когда было более или менее тихо, мирно. И тогда вместо того, чтобы заставить Януковича пойти не на бутафорские переговоры, которые он говорил с тогдашними лидерами Майдана, а на настоящие, конкретные, мы всячески его подогревали тем, чтобы он применил силу и так далее. В итоге пообещали дать ему 13 миллиардов, но всё-таки некоторые исчезли в неизвестном направлении.

Поэтому это желание поиграть, которое у нашего руководства было, явилось следствием. Вместо того, чтобы вместе с Западом посадить за стол все эти враждующие стороны — Запад посадил бы Майдан туда, мы Януковича — и сказать: «Вот пока не договоритесь тут о том, как у вас всё будет, не выйдете».

В конце концов, конечно, были подписаны эти соглашения, но Янукович убежал и не подписал главное, что было в этом соглашении. Вот иногда наша пропаганда обвиняет нынешнюю украинскую власть, что, дескать, сорвала Женевские соглашения. Это отнюдь не так. Янукович должен был подписать закон, согласно которому идёт амнистия в ответ на то, что майдановцы освобождают административные здания. Он этот закон не подписал и смотался от собственного народа. Тут такая явно предвзятая и не очень дальновидная политика и привела к тому, что называется санкции. В основном это пока касается только физических лиц, но я не исключаю, что и дальше это будет продолжаться.

Хотя сейчас, слава Богу, по-моему, вектор поменялся в сторону более разумной политики. И отвод войск от границы с Украиной это подтверждает. Но если мы опять вернёмся к этой имперской политике, то тогда, наверно, санкции будут касаться отдельных секторов экономики, что, в общем-то, будет достаточно ощутимо уже для обычных граждан.

— Крым тоже сыграл свою роль?

— Разумеется, конечно. Мы нарушили то, что подписали в своё время, а именно Будапештский договор, где взамен на отказ Украины от ядерного оружия мы вместе с Соединёнными Штатами, Великобританией гарантировали сохранение территориальной целостности. В итоге закрыли на этот протокол глаза, отхватили кусок Украины, стали это называть это восстановлением исторической справедливости, что тоже весьма сомнительно. Если уж восстанавливать историческую справедливость, то надо было отдать всё Греции, ведь они появились там несколько тысяч лет назад, на этом полуострове. Так что эти игры ничего хорошего не дают, а мы сейчас всё это наблюдаем.

— Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев недавно заявил, что Россия «не гарантировала и не гарантирует территориальную целостность Украины».

— Это странно слышать от человека, который значится премьер-министром. Надо было внимательно смотреть документы. У нас с Украиной был договор о стратегическом сотрудничестве, который был подписан достаточно давно, в начале 90-х. Там было прописано, что стороны обязуются соблюдать территориальную целостность друг друга. И что? И что, премьер-министр, экс-президент не знает этих договоров? Не читал? Читал, но решил такое произнести. И все намёки на то, что Медведев либерал, выглядят, мягко говоря, смешными.

Поэтому эта империалистическая риторика сейчас присутствует у многих людей, которые находятся у власти. Они стараются быть более крутыми, и это всё предназначено для президента: «Смотрите, Владимир Владимирович, какой я крутой. Давайте мы откажемся от виз, давайте мы откажемся от долларов». Произносят такие слова… Даже в советское время была более осмысленная пропаганда.

— К чему подобный принцип, если страны начнут поступать так, может привести в ближайшее время?

— Мы можем оказаться в изоляции, а отсюда — ограничения на въезд, в том числе и в страны Евросоюза. Будет очень неприятно, если обычный гражданин будет вынужден при пересечении границ стран Евросоюза идти по тому же коридору, по которому идут выходцы из стран Ближнего Востока и так далее. Но это не самое главное…

Главное, что сейчас начинается тенденция изоляции в человеческом измерении, что называется. То есть если раньше, в начале 1990-х годов, русского встречали как доброго друга, потому что считали, что Россия встала на путь демократии, а теперь появляются такие вещи — по-моему, в Испании пришла в кафе компания русских, подошёл официант и сказал: «Извините, мы оккупантов не обслуживаем», те встали и ушли. И это будет очень неприятно, когда обычные граждане, которые не виноваты ни в чём, кроме того, что выбрали нынешнюю власть, будут такое терпеть.

— Есть ли угроза от Евросоюза, с которой Россия не сможет справиться?

— Ограничения с энергоносителями и поставкой товаров двойного назначения, тех, которые мы используем, в том числе в оборонной промышленности. И это не только Евросоюз, это и Соединённые Штаты ещё. Это электроника, прежде всего — у нас своей нет, в отличие от советского времени, где электроника была отнюдь не самой плохой. Я знаю об оборонной промышленности, поэтому знаю, о чём говорю. Мы всё это закупали в Соединённых Штатах, теперь будем закупать в Китае, а там совершенно иное. И если у нас сейчас наши ракеты падают раз в год, то в связи с этим будут это делать с большей регулярностью, и где гарантия, что не погибнут люди?

Это всё цена той недостаточной, неумной политики, которую наше руководство проводило в последнее время. Сейчас не XX век, холодная война закончилась. Наверно, можно было бы подумать об иных формах.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика