Как атака на лидера крымских татар подрывает мирную жизнь региона
Лидеру крымских татар Мустафе Джемилёву запретили въезд в Россию, утверждают его соратники. Днём ранее и. о. премьер-министра Крыма Сергей Аксёнов в личном твиттере написал: «97% за Россию! Не нравится — уезжайте!»
Лидеру крымских татар, депутату Верховной рады Украины Мустафе Джемилёву запретили въезд в Россию (а значит, и в Крым) на пять лет, утверждают его соратники. Официальные власти эти сообщения опровергают. За день до того, как неизвестные лица вручили Джемилёву уведомление о запрете на въезд в РФ, и. о. премьер-министра Крыма Сергей Аксёнов в личном твиттере пригрозил признать меджлис крымских татар, вывесивший над своим зданием украинский флаг, экстремистской группой, и добавил: «97% за Россию! Не нравится — уезжайте!»
Есть у Сергея Аксёнова и официальный твиттер — там он, в отличие от личного (который «неофициально и не для СМИ выражает сугубо личную позицию»), не цитирует своих читателей, предлагающих отправить Барака Обаму в зоопарк к обезьянам, не грозит потом киевским журналистам, сославшимся на эти слова, наказанием за клевету, и не развивает эту же про Обаму мысль так: «Интересно, что будет с ним, когда Юго-Восток присоединится к России? Наверное, в джунгли, к сородичам уйдет». Отметим, правда, что когда в России Дмитрий Медведев так же разделил «служебный» и личный аккаунты в твиттере, но это отнюдь не уменьшило вес высказываний, сделанных тогдашним президентом в «личном качестве».
В любом случае, признавать что бы то ни было экстремизмом в России волен лишь суд, поэтому Сергей Аксёнов действительно лишь высказал своё частное мнение. Однако на второй части его неофициального заявления всё-таки стоило бы остановиться подробнее. Как известно, присоединение Крыма к России объявляли необходимым в том числе потому, что местных жителей необходимо было защитить от условного «Правого сектора». Пророссийски настроенные крымчане, митинговавшие в том числе с российскими флагами, опасались прибытия на полуостров автобусов с радикалами, скандирующими «Чемодан — вокзал — Россия!». Как же вышло, что не прошло и месяца, а новый глава уже российского Крыма фактически заявляет «Чемодан — вокзал — Украина!», пусть и предусмотрительно делая это в частном порядке?
Конечно, во всей истории крымского кризиса не последнюю роль сыграла новая манера России отвечать на вопрос «А чем мы хуже?». Официальная Москва устала, оставаясь чистой и непорочной сама, безрезультатно попрекать США и другие мировые державы «двойными стандартами» внешней политики и вмешательством в дела суверенных государств. Не стоит, однако, забывать, что когда берёшь пример с кого-то, чьи действия сам осуждаешь, оправдаться его примером не получится. Сама постановка вопроса «А чем мы хуже?» даёт на него ответ: по крайней мере, ничем не лучше.
Между прочим, был и в политической карьере Сергея Аксёнова момент, когда он представлял меньшинство, сопоставимое с нынешними 3%, которые не «за Россию». Кстати, упомянутые 97% — это от числа проголосовавших на референдуме, прошедшем при далеко не стопроцентной явке. Так вот, в 2010 году на выборах в Верховный совет Крыма партия Сергея Аксёнова «Русское единство» как раз и набрала 4,02% голосов.
Как известно, за другими лучше всего замечаешь те недостатки, которые скрываешь сам. В России в последнее время почти так же активно, как пресловутых «экстремистов», ищут «иностранных агентов». Дескать, не будь бдительных чекистов, так называемая «несистемная оппозиция» (рейтинг которой тоже колеблется в пределах, как принято говорить, статистической погрешности — ну, к примеру, тех же четырёх процентов) благодаря финансовой и политической поддержке из-за рубежа давно свергла бы легитимное правительство России посредством «оранжевой революции».
Очевидно, Кремль боится повторения странного стечения обстоятельств, когда в феврале в тогда ещё украинском Крыму именно массовые митинги при участии вооружённых «дружин самообороны» и при моральном одобрении Москвы вынесли на вершину власти вчерашнего лидера маргинальной партии.
И понятно, конечно, что народным восстаниям никакие рейтинги и легитимности не указ. Но коль скоро революция закончена и в Крыму начинается мирная жизнь, неплохо бы перестать жить по законам военного времени.