Евгений Ясин: Почему шоковая терапия не спасет Россию
Минэкономразвития готово представить правительству «шоковый» сценарий развития экономики. То есть рост ВВП сократится, отток капитала увеличится, инфляция вырастет и не сможет удержаться ниже 6%
Минэкономразвития готово представить правительству «шоковый» сценарий развития экономики. То есть рост ВВП сократится, отток капитала увеличится, инфляция вырастет и не сможет удержаться ниже 6%. Для россиян это означает некоторое снижение уровня жизни, рост цен. Возможно, из продажи исчезнут какие-то товары...
МЭР, впрочем, считает, что это самый критичный вариант развития ситуации и вопрос, оправдается ли этот прогноз, лежит в плоскости не столько экономики, сколько политики.
Мне кажется, что независимо от санкций и обостренных политических реалий прогноз достаточно адекватный. Аналогичные расклады дают и аналитики Всемирного банка, и институт «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Но я бы не стал делать пока определенных прогнозов – пока еще неясно, какова будет эффективность санкций против России, какими будут наши ответы...
В любом случае спад – это общий негативный тренд развития нашей экономики после кризиса 2008–2009 годов. Напомню, что с 1998 до 2008 года у нас был довольно быстрый рост, а с 2008 начался спад. В 2009-м появилась надежда выправить положение, и это получилось. В 2010–2011-м прибавляли понемногу. Но в 2012-м надежды пошли на убыль. Последние годы рост ВВП только снижается.
[:image:]
И тут дело не в Украине. Мы остаемся сырьевой страной, диверсификации экономики так и не состоялось. Знаменитые майские указы Путина, в сущности, направлены не на преодоление кризиса, они лишь нацеливают на новые ориентиры и предполагают от бизнеса серьезные дополнительные расходы. Сегодня на это никто не хочет идти.
Шоковый прогноз МЭР направлен прежде всего на то, чтобы обратить внимание правительства на проблему. Но все понимают – у правительства очень мало возможностей влиять на ситуацию. Тут не годятся ни те меры, что применялись для роста экономики в тучные годы, ни жесткие «экономные» решения.
Более того, сегодня никто не сможет гарантировать, как «аукнутся» те или иные меры спасения. Хорошо, если «шок» возбудит хотя бы 10–12% российской экономики и что-то изменится. Но ведь останутся еще 90–80% с отрицательной динамикой... Как бы то ни было, при таких ситуациях быстрого перелома ожидать не приходится. И это никак не получится, если и дальше игнорировать необходимость срочных институциональных изменений в стране (только они смогут оздоровить экономическую ситуацию).
Впрочем, я далек от паники. В нашей экономике есть много позитивных моментов, перспективных проектов... Правда, в этом году я позитива все же не ожидаю.