Матвей Ганапольский: Трусость "Первого канала", ничтожность российского ТВ и оголтелая ложь об Украине
Пропагандистский каток, которым российское телевидение проходится по Украине, все мощней. Мы решили разобраться: а на украинском ТВ с оценками событий все также однозначно?
Пропагандистский каток, которым российское телевидение проходится по Украине, все мощней (и вряд ли он остановится после призыва к объективности от руководителей украинских медиагрупп). Соловьев в последнем «Воскресном вечере» дошел до ручки: эксперты, поддерживающие ввод наших войск в Крым, «дискутировали» с «оппонентами», которые стоят на тех же позициях.
Мы решили разобраться: а на украинском ТВ с оценками событий все также однозначно? За ответом обратились к Матвею Ганапольскому – журналисту, работающему и в России, и на Украине.
– Начнем с того, что в Украине есть только один государственный канал, который смотрят все, – это Первый национальный канал. Конечно, есть еще канал «Рада» (канал парламента) и канал «Культура», но политическая возможность телевидения промывать мозги украинским зрителям у государства сведена к минимуму. Поэтому главное отличие между российским и украинским телевидением в том, что российское ТВ – ТВ государства, а украинское ТВ – ТВ, за которым стоят олигархи, принадлежащие тому или иному политическому клану. Но! Тут очень важный момент! Телеканалы для олигархов – это не только возможность проводить свои идеи в массы, но еще и коммерческий проект. Поэтому на украинском ТВ невозможно так оголтело лгать (я говорю это слово без всякого стеснения – констатирую факт), как лгут на российских государственных каналах по поводу украинских событий или, например, по поводу оппозиции.
Украинское ТВ, на мой субъективный взгляд, отличается большей открытостью, большим поворотом к зрителю. На украинском ТВ нет спланированной безоглядной антироссийской пропаганды. Ее просто не существует! Нет человека, который (как это происходит на российском ТВ) каждый день выходит в эфир и говорит, что в России – преступный режим. Даже сейчас его нет, во время трагических событий, при том напряжении, которое возникло между Украиной и Россией. Всего один пример: в воскресенье 2 марта состоялся грандиозный эфир, который видела вся страна. Первый (государственный) канал провел его совместно с самым ярким оппозиционным каналом – «Громадським ТВ», и шоу Савика Шустера. На этом шоу были представлены все точки зрения. И могу вас уверить: никаких криков о том, что Россия враг, и близко не было. Хотя у украинцев сейчас довольно специфическое отношение к РФ.
У российских зрителей, по мнению Ганапольского, есть только один вариант узнать альтернативное государственному мнение по Украине, – включить канал «Дождь». Однако его вещание, как известно, ограничено с недавних пор возможностями Интернета.
– «Дождь» – единственная площадка, куда могут прийти хоть правые, хоть левые, и сказать, что думают. Все остальное информационное поле состоит либо из откровенной, грубой пропаганды, либо из тех каналов, которые перепуганы, и даже в своих так называемых «смелых» ток-шоу тщательно редактируют список гостей.
Но не в одних «черных списках» комментаторов заключается участие государства в формировании политики каналов. Нам уже спешно показали «Тараса Бульбу», и Владимир Бортко в специальном интервью «Вестям» объяснил, почему необходимо смотреть это кино. Сейчас телеканал «Россия» повторяет «Белую гвардию»... Аркадий Мамонтов давно перешел со своим «Специальным корреспондентом» на внеурочный режим работы. Также и «Воскресный вечер», который, вопреки названию, может появиться теперь в эфире в любой день. Сегодня стало известное, что «Поединок» Владимира Соловьева передвинули с четверга на пятницу (по новому графику программа начнет выходить с 7 марта) и поставили на более удобнее, ранневечернее время – 21.00.
Однако если все вышеперечисленные меры с точки зрения госполитики объяснимы, то отказ «Первого канала» транслировать церемонию вручений кинопремии «Оскар», чего с Эрнстом раньше не случалось, вызвал поначалу недоумение. Чем «важнейшее из искусств» помешало Кремлю? Тем более в такое время, когда телек почти никто и не смотрит? Ведь начало прямой трансляции из Лос-Анджелеса должно был начаться 3 марта в 4 часа утра!
– Видимо, руководители «Первого» то ли откуда-то узнали, то ли с большей долей вероятности предположили, что на «Оскаре» будут говорить про Украину, – продолжает Ганапольский. – И действительно! В начальном слове ведущие передали привет народам, которые борются за свои права: народам Украины и Венесуэлы. И только из-за того, чтобы не прозвучала эта фраза, канал в последний момент трусливо отказался вести прямую трансляцию церемонию! Спустя сутки вручение, конечно, покажут, но этой фразы в сокращенной «версии» уже, разумеется, не будет... Приходится констатировать: российское ТВ как журналистский институт, как честный инструмент отражения интересов гражданского общества – он не ограничен, он ничтожен. Правда ведь или есть, или нет. Если ее начинают обрезать, крутить и вертеть, то это уже не правда, а так... ерунда.