28.06.2012

Артемий Троицкий: Владимир Путин обречен!

Известный музыкальный критик Артемий Троицкий, ненадолго приехавший в Москву, порассуждал о политике, оппозиции в России и будущем страны.

Фото: Артемий Троицкий // Russian Look

«Юбилей – это позорище», - заявляет Артемий Троицкий об инициированной им музыкальной премии «Степной волк», чем сразу отсекает ненужные вопросы и поздравления по поводу ее пятой годовщины. Поэтому накануне вручения мы говорим о политике, оппозиции в России и будущем страны.

- Музыкальная премия «Степной волк» пройдет в этом году уже в пятый раз. В СМИ ее называют «премией Артемия Троицкого». Какой у нее регламент? И ваша действительная роль?

- Эту премию я придумал пять лет назад, но, чтобы избежать вкусовщины и субъективизма, самостоятельно практически не участвую в голосовании лауреатов различных номинаций. Существуют жюри, эксперты, и именно они голосуют. Я же только суммирую результаты и, если их поровну, а кого-то нужно слить, решаю, кто это мог бы быть. Фактически меня можно считать инициатором «Степного волка», но утверждать, что это моя премия – большое преувеличение. Впрочем, считаю, что она – единственная в нашей стране объективная, качественная, непредвзятая, неангажированная, непроплаченная музыкальная премия.

- «Степной волк» менялся все годы, но, пожалуй, за последний наиболее заметно: появился политический контекст, пропали некоторые номинации. С чем это связано?

- За появление как артистов, так и конкретных композиций, где поднимаются гражданские проблемы, необходимо сказать спасибо Путину. Подобные настроения возникли у нас в стране, особенно в Москве, среди образованной прогрессивной молодежи, которая не хочет жить по-старому, но действительно выбирает перемены. Точно также, как желали их молодые советские люди в 80-е гг. И, также, как в те годы, когда гремели песни «Кино», «Наутилуса», «Телевизора», «Аквариума», политический контекст находил свое отражение и в музыкально-песенном творчестве. А, соответственно, отражается и в номинациях «Степного волка». Было бы трудно ожидать от каких-то премий вроде Муз-ТВ, чтобы там фигурировало хоть что-то, отдаленно напоминающее о политических процессах, происходящих в стране (смеется). А у нас все реально, объективно.

- Именно Путин попал в номинацию «Катализатор» в компании с Александром Горбачевым и Василием Шумовым. Каким же образом Путин катализирует музыкальные процессы (и шире – искусства, потому что это касается не только музыки) в современной России?

- Реальное протестное настроение в России началось после 24 сентября прошлого года, когда с абсолютным цинизмом, даже хамством Путин и Медведев сообщили о своей рокировочке: один вернется на пост Президента, а второму, который переждал, дадут за это премьер-министра. И этот цинизм всколыхнул всю страну, по крайней мере, тех, у кого есть чувство собственного достоинства и кому не нравится, что за него все решают. Очевидно, что это была инициатива Путина, Медведев при нем не более, чем подмастерье. Поэтому именно с личностью Путина и связаны все наши очень серьёзные переживания по поводу будущего страны, отсутствия перемен, и что страна в XXI веке продолжает жить по феодальным законам.

- На премии есть также самая трудноопределяемая номинация «Нечто». Что есть нечто?

- Поэтому она так и называется. «Нечто» - что-то такое, что не описывается традиционными музыкальными терминами, как «песня», «видеоклип» или «вокал». А просто некое явление, имеющее отношение к музыке и не поддающееся категоризации. Это, кстати, одна из самых интересных и престижных категорий.

- И в этом году в нее попали Pussy Riot. Как вы оцениваете их деятельность?

- Pussy Riot, конечно арт-группа, как музыкальную я их не воспринимаю. Они не гастролируют, пластинки не выпускают. Но относятся к такому виду современного искусства, как «акционизм», достаточно, кстати, респектабельный, который развивается в том числе и в нашей стране еще с 70-х гг. Pussy Riot и есть акционизм в чистом виде. Их скандально известная песня «Богородица, Дева, Путина прогони» - очень хороша, и мне очень нравится. Естественно, я не мог разобрать текст, когда смотрел на видео, но, прочитав его в Интернете, могу сказать, что подписался бы под каждой строчкой. Абсолютно справедливая песня, жесткая, трагичная, отчаянная. На мой взгляд, очень правильная. Относительно же их выступления, насколько мне известно, не до конца понятно, было ли оно, из-за чего и стоит судебный процесс. Мы очень мало знаем, что в действительности произошло в этот день в храме Христа Спасителя, а всеми виденный видеоклип был снят вообще в другом месте, а позже смонтирован и подложена фонограмма. А в ХХС девушки даже выступить не успели, их тут же повязали и прогнали оттуда. Инструменты не дали пронести сквозь металлоискатели. В любом случае, с их стороны это была провокация, оценивать которую со знаком «плюс» или «минус» я не берусь. Но многих православных людей, в том числе, очень достойных, они возмутили. Возможно, им стоило подумать об иных формах привлечения внимания к этой песне и выступить не внутри храма.

- Они и на Лобном месте выступали.

- И тогда к ним претензий не было. Вот и следовало спеть ее прямо на Арбате перед резиденцией Патриарха. Думаю, это было бы самое правильное место.

- Лично для меня, за последний год в российской музыке появились два по-настоящему радикальных явления: «Ансамбль Христа Спасителя и Мать-сыра земля» и «Йоп-шоу». Однако ни тех, ни других нет в номинантах. Это не «нечто»?

- «Ансамбль Христа Спасителя» как раз фигурировал в категории «Нечто», но не добрал голосов для того чтобы попасть в шорт-лист.

- А что послужило «катализатором» к созданию «Белого альбома»? И будете ли вы продолжать работать в направлении политического музыкального арта?

- Я считаю, что «Белый альбом» - очень-очень успешный проект, в котором сейчас уже под 350 участников. Реальным менеджером этого альбома является Василий Шумов, всю ежедневную работу, связанную с ним, проводит именно он. Я же очень горд, что имею к этому проекту отношение. А катализатором для него послужила, конечно, общая политическая ситуация в стране. И дополнительным толчком, точнее, щелчком, - прогулка писателей с постоянными вопросами в мой адрес: когда же гулять отправятся музыканты? Тогда я ответил, что дело музыкантов не прогуливаться, а играть музыку и записывать песни. Так что, если мы что-то сделаем, то по-своему. Что вскоре и последовало.

- Несмотря на многочисленность «Марша миллионов» 12 июня в обществе существуют настроения, что влияние протестного движения идет на спад. Происходят и параллельные процессы: ряд журналистов уволены, решено закрыть в текущем виде портал OpenSpace. Вчера стало известно, что один из лидеров оппозиции займет пост руководителя компании, которая за всю историю своего существования при разных режимах неизменно ассоциировалась с действующей властью. Одни видят в этом звенья одной цепи, другие просят не заниматься поиском неявных связей. Как Вы видите будущее оппозиционного движения в России?

- Все происходящие события – мелкие детали и частности, которые не имеют принципиального значения, потому что оппозиционное движение в России имеет массовый и абсолютно объективный характер. Связано это с тем, что много миллионов людей не хотят жить, как мы жили предыдущие 10-20 лет. Они хотят честную, прозрачную и современно-управляемую страну, а будет ли это называться «демократией» или «социал-демократией», или «социализмом», или «либерал-демократией» не имеет значения. Главное, что это уже не будет коррумпированный феодализм, который в России процветал со времен Ивана Грозного вплоть до верного продолжателя его дела Владимира Путина. Поэтому разница вышедших на одном или другом митинге не имеет принципиального значения в силу самой объективности процесса. Этих людей, как известно, не на автобусах свозили, они приходили сами. И будут приходить дальше. Потому что их реальная альтернатива: или уезжать из страны, или ее менять. И, абсолютно уверен, что таких будет становиться все больше, даже если начнется массовая эмиграция из России, что отчасти уже происходит. Так как, видя и представляя мировую практику государственного управления жить в сегодняшней России для миллионов невыносимо и ниже нашего достоинства. Так что движение на убыль не пойдет. У Пугачевой была такая песня: «Жизнь невозможно повернуть назад», а мы в юности пели: «Фарш невозможно провернуть назад», - паста обратно в тюбик не уйдет. Так что Путин, Медведев, Володин, Сурков – все они напрасно на это надеются. Они обречены.

- Это же не конфликт «Путин-народ», «Путин-оппозиция», происходящие в России процессы гораздо глубже, труднее и длительнее. А какой вы видите результат оппозиционной борьбы?

- Правильно. Выход только один: Россия становится современной открытой страной с честными демократическими выборами, с объективным правосудием и эффективным менеджментом, подотчетным народу. Как это система будет называться, кто будет во главе страны, лично для меня вообще не имеет никакого значения.

- Что же ждет Россию, как государство, в будущем? Останется ли она в тех же геополитических размерах через 30-50 лет?

- Я вижу Россию в форме конфедерации. Считаю, что людям, например, на Дальнем Востоке подчиняться людям из Москвы за 10 часовых поясов от них отстоящих, как-то смешно. Если бы я жил там, то в гораздо большей степени ориентировался бы не на прогнившую Москву в прогнившей Европе, а на новые динамичные центры мировой экономики и финансов: на Китай, на Японию, На Корею. Московское управление тот же Дальний Восток, да и Сибирь в целом, не столько поддерживает, сколько тормозит. Говорю это не потому что, они должны отделиться от России, но считаю, что стране необходимо конфедеративное устройство. Или хотя бы организация на уровне американских Штатов, которое позволяла бы российским регионам развиваться гораздо более самостоятельно и с большим учетом географической, ресурсной и национальной специфик.

Дина Назарова

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика